Тема России в одах Ломоносова
Ломоносов стоит впереди наших поэтов,
Как вступление впереди книги.
Н. Гоголь
Замечательный русский ученый, изобретатель и конструктор, Михаил Васильевич Ломоносов был великим поэтом и писателем, оставившим свой неповторимый след не только в развитии русского языка в целом, но и в развитии литературного языка. Первым в истории стихосложения он начал писать на языке, доступном широкому кругу читателей, что делает его произведения вполне понятными и для нас. Достоевский считал Ломоносова первым «бесспорным гением», сказавшим
Оды Ломоносова проникнуты любовью к своему Отечеству, к родной природе, верой в силу и мудрость человеческого разума. Защитник просвещения и образования, Ломоносов видит горе и беды народа в темноте, отсталости, дикость отдельных людей и убеждает монархов призвать на помощь «божественны науки».
Одна из лучших од Ломоносова — «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 года». Восхваляя «великую Петрову дщерь» за покровительство наукам, за осуществление политики мира с другими государствами, Ломоносов пытается создать
Великая Петрова дщерьЩедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляетИ к счастью отворяет дверь.
Автор мечтает о том, чтобы правление Елизаветы «отворило дверь» к счастью всей Русской земли и русского народа. Ломоносов уверен, что лишь с помощью науки богатство, сокрытое в недрах великой и необъятной родины, станет доступным простому народу:
Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет;Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.
Счастье и процветание Родины для Ломоносова являются критериями справедливого и мудрого правления монархов на благо страны и народа:
Сквозь все препятства он вознесГлаву, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес.
Ода — это произведение хвалебного характера, поэтому за блистающими образами императоров и царей реальная жизнь крепостной России, со всеми своими бедами и проблемами, не могла найти достойного отражения. Однако, восхищаясь правлением монархов, Ломоносов на самом деле признавался в любви к своей великой, богатой и необъятной России, беспокоился о ее благе и преуспевании всего народа. Бесконечной нежности и любви полны строки, посвященные изображению неограниченных природных просторов Родины, ее девственных лесов, неисчерпаемых богатств:
Где густостью животным тесныСтоят глубокие леса, Где в роскоши прохладных тенейНа пастве скачущих еленейЛовящих крик не разгонял;Охотник где не метил луком;Секирным земледелец стукомПоющих птиц не устрашал.
Уверенный в таланте и способностях русского народа, Ломоносов испытывает гордость при мысли,
Что может собственных ПлатоновИ быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать.
Поэт четко знает, что просветительская политика способна стряхнуть с русского человека оковы отсталости, темноты и ограниченности. Он убеждает императрицу в силе новых знаний:
Почувствуют и камни силуТобой восставленных наук.
Восхваляя императрицу, Ломоносов пытается заглянуть вперед и увидеть прекрасное и счастливое будущее «небу равной» России. Это мощное и неодолимое никакими врагами государство с развитием просвещения и образования может стать поистине всемогущим и непобедимым, избавленным от бед и страданий, поскольку
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут;В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде:Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде.