Тема любви и образ севильского озорника в трагедии А. С. Пушкина «Каменный Гость»
Цели:
формировать представление о многогранности таланта А. С. Пушкина, углублять знания о драме как роде литературы; познакомить учащихся с легендой о Дон Жуане и помочь выяснить, в чем особенность переосмысления образа севильского озорника в трагедии Пушкина; развивать навык монологической речи; формировать эстетическую восприимчивость, стимулировать интерес к изучению литературы; познакомить учащихся с музыкальной трактовкой образа и с его сценическим воплощением.
Эпиграфы:
И была у Дон-Жуана — шпага, И была у Дон-Жуана
Моя мечта надменна и проста: Схватить весло, поставить ногу в стремя И обмануть медлительное время, Всегда лобзая новые уста… Н. Гумилев
Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец. Дон Карлос
Что значит смерть? за сладкий миг свиданья Безропотно отдам я жизнь. Дон Гуан
Оборудование:
портрет А. С. Пушкина, портрет Н. Н. Гончаровой, ксерокопия рисунка А. С. Пушкина к «Каменному Гостю», иллюстрации П. Бунина и Ф. Константинова к трагедии, рисунки учащихся, фонограмма — увертюра к опере Моцарта «Дон Жуан», аудиомагнитофон, кинопроектор, видеомагнитофон; фрагмент кинофильма
ХОД УРОКА
Слово учителя
Талант Александра Сергеевича Пушкина был многогранным: современников и потомков одинаково восхищали эпические произведения автора, его лирика и драматургия. Творения Пушкина часто невелики по объему, он умел в малой форме сконцентрировать глубокое содержание.
Сегодня мы поговорим о произведении, созданном в наиболее плодотворный период жизни Пушкина — Болдинскую осень, об одной из маленьких трагедий — «Каменный Гость». Название нашего урока — «Тема любви и образ севильского озорника в трагедии А. С. Пушкина «Каменный Гость»».
Цели нашего разговора: углубить знания о драме как роде литературы; познакомиться с легендой о Дон Жуане; выяснить, в чем особенность переосмысления образа севильского озорника в трагедии Пушкина; учиться внимательно читать драматические произведения, находить способы создания образов; расширять свой кругозор, совершенствовать умение высказывать и доказывать свое мнение.
Сообщения учащихся
1) Болдинская осень как этап творческой деятельности Пушкина
В 1830 году Пушкин сделал повторное предложение пленившей его московской красавице Наталье Николаевне Гончаровой, которое было принято. В наброске чернового письма от 6-11 апреля 1830 года Пушкин пишет родителям в Петербург: «Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу на всю остальную жизнь.
Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год, — м-ль Натали Гончаровой. Я получил ее согласие, а также и согласие ее матери. Прошу вашего благословения — и да будет вторая половина моего существования более для вас утешительна, чем моя печальная молодость».
«Да благословит небо тебя и твою милую подругу жизни, которая составит твое счастье…» — писал ему отец, который благословил сына и частью имения.
Отправившийся по имущественным делам в Нижегородскую губернию поэт из-за холерного карантина задержался там на целых три месяца. В сложнейшую пору своего развития, в решающий момент жизни Пушкин оказался отделенным от всего мира, в своеобразной изоляции. В болдинском уединении он размышляет о прошлом и будущем. Все сошлось здесь: деревня, осень, изоляция… Само время словно остановилось…
Вынужденная задержка в Болдине осенью 1830 года стала для Пушкина порой высочайшего творческого взлета. В Болдине созданы такие шедевры пушкинской прозы, как «Повести Белкина», «История села Горюхина», написаны «Маленькие трагедии», несравненные по психологизму и драматургическому мастерству. Здесь же он работал над завершающими главами романа » Евгений Онегин».
Автор долго колебался в выборе названия цикла драматических произведений . Закрепилось — «Маленькие трагедии», которым суждено было стать великими. Малая форма обеспечила большую сосредоточенность мысли. Герои трагедий исключительны, сами произведения — это размышления о человеке, о его возможностях, о проблемах добра и зла. Все они созданы на основе западного материала, но проблемы, затронутые в них, универсальны.
В цикл входят следующие произведения: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный Гость», «Пир во время чумы».
2) Легенда о Дон Жуане и ее интерпретация у предшественников Пушкина
Сюжет о Дон Жуане восходит к средневековой испанской народной легенде. Севильские летописи сохранили рассказ о некоем доне Хуане, графе де Тенорио, гуляке, распутнике, первом дуэлянте в Севилье. Однажды он похитил дочь командора Гонсило де Ульоа, а его самого сразил насмерть.
Монахи обманом заманили дона Хуана в храм францисканского монастыря к семейной усыпальнице рода Ульоа. Поздней ночью в условленный час он прибыл на место свидания, но обратно уже не вернулся. Он исчез бесследно, тело его нигде не нашли.
Наутро монахи распустили слух, будто дон Хуан пришел ночью в храм, оскорбил статую убитого командора и тогда она ожила, притянула к себе нечестивца и столкнула его в разверзшуюся бездну.
В те времена ни один благоверный католик не усомнился в истинности этой истории. Убив дона Хуана, монахи, сами того не ведая, дали ему бессмертие в легенде о «севильском озорнике». Она долго бытовала в народе и впервые была обработана в XVII веке испанским драматургом Тирсо де Молина.
Легенда привлекала внимание и за пределами Испании: своего Дон Жуана создавали драматурги и поэты Франции, Италии, России, Германии и других стран.
Тирсо де Молина историю дона Хуана Тенорио изложил в комедии «Севильский обольститель, или Каменный Гость», созданной между 1618 и 1621 годами. История была обработана в духе католической религии: дон Хуан представлен как великий грешник, бросивший вызов законам человеческим и божеским. Сам автор относился к нему резко отрицательно, финал пьесы воспринимался как справедливое возмездие. В изображении испанского драматурга дон Хуан — жестокий циник, его жажда обладания женщинами не знает предела, каждая соблазненная девушка — это лишь боевой трофей, ему не важны переживания жертвы, герой попирает саму любовь, так как им движет животное начало, жажда завоевания. Ему чуждо раскаяние, жизнь для дона Хуана — череда наслаждений, обманов, предательств.
Это типичный антигерой, Тирсо де Молина не придал ему ни одной положительной черты.
Одной из замечательнейших обработок легенды о Дон Жуане является комедия французского драматурга Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость». Именно его трактовка образа известна большинству людей, именно французский вариант произношения имени героя прижился в практике. Известный сюжет Мольер обработал в соответствии с собственными взглядами, создав образец комедии классицизма. Отношение автора к герою двойственно.
В отличие от Тирсо де Молина он «позволяет» герою иметь положительные качества: несмотря на цинизм, герой Мольера смел, благороден, честен. Просто он исповедует иные принципы, чем принято в обществе. Он безбожник, но, оправдывая свои поступки, ссылается на небо.
Дон Жуан Мольера воплощает своим поведением древнее феодальное право владетельного сеньора — право первой брачной ночи, он предъявляет права на всех женщин. Он так же быстро остывает к соблазненным, как и его предшественник из пьесы Тирсо де Молина. Цель Мольера — обличить произвол дворянства, осудить пороки класса феодалов, но его Дон Жуан исповедует принцип свободы, демонстрируя своим примером, во что может вылиться проповедуемый Возрождением индивидуализм и раскованность личности.
Пушкину были хорошо знакомы произведения Мольера и Байрона о Дон Жуане, а также опера Моцарта «Дон Жуан» 1787 года .
Беседа
1. Почему А. С. Пушкин обратился к сюжету о Дон Жуане? Как это могло быть связано с его личной жизнью?
2. Что такое трагедия?
3. Что является способом характеристики героя драмы?
Монологи героя, диалоги, высказывания о нем других персонажей драматического произведения, ремарки, поступки героя.
4. Каким предстает перед нами герой? Что говорят о нем другие персонажи?
Монах считает его «развратным, // Бессовестным, безбожным Дон Гуаном».
Лаура: «Мой верный друг, мой ветреный любовник».
Дон Карлос: » Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец».
Лаура: «А виновата ль я, что поминутно // Мне на язык приходит это имя?»
Дона Анна: «О, Дон Гуан красноречив — я знаю, // Слыхала я; он хитрый искуситель. // Вы, говорят, безбожный развратитель, // Вы сущий демон. Сколько бедных женщин // Вы погубили?»
5. Для чего автор вводит сцену ужина у Лауры? О чем и о ком идет речь?
В этой сцене показано отношение к Дон Гуану мадридцев, мы узнаем о его нраве, о том, что он является автором замечательных, трогающих души стихов, что он пленил сердце Лауры.
6. Что мы узнаем из монологов самого Дон Гуана?
Я никого в Мадрите не боюсь.
Ведь я не государственный преступник. Меня он удалил, меня ж любя; Чтобы меня оставила в покое Семья убитого…
Герой любит жизнь и живых людей, ценит красоту, способен сочувствовать другим, но быстро забывает о бывших возлюбленных.
Слуга покорный! я едва-едва Не умер там со скуки. Что за люди, Что за земля! А небо?.. точный дым.
А женщины? Да я не променяю, Вот видишь ли, мой глупый Лепорелло, Последней в Андалузии крестьянки На первых тамошних красавиц — право. Они сначала нравилися мне Глазами синими, да белизною, Да скромностью — а пуще новизною; Да, слава Богу, скоро догадался — Увидел я, что с ними грех и знаться — В них жизни нет, все куклы восковые; А наши!..
7. Что говорит о своем господине Лепорелло?
У вас воображенье В минуту дорисует остальное; Оно у вас проворней живописца, Вам все равно, с чего бы ни начать, С бровей ли, с ног ли. Вот еще! Куда как нужно! Мужа повалил Да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный!
Испанский гранд как вор Ждет ночи и луны боится — Боже! Проклятое житье. Да долго ль будет Мне с ним возиться?
Право, сил уж нет.
8. Что говорит Дон Гуан о любви? Можно ли верить его словам? Почему?
Давно или недавно, сам не знаю, Но с той поры лишь только знаю цену Мгновенной жизни, только с той поры И понял я, что значит слово счастье. Не правда ли, он был описан вам Злодеем, извергом — о Дона Анна, — Молва, быть может, не совсем неправа, На совести усталой много зла, Быть может, тяготеет. Так, Разврата Я долго был покорный ученик, Но с той поры как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился.
Вас полюбя, люблю я добродетель И в первый раз смиренно перед ней Дрожащие колена преклоняю.
Герой признается Доне Анне в том, что он убил ее мужа, объясняя это искренним, глубоким чувством к ней:
Когда б я вас обманывать хотел, Признался ль я, сказал ли я то имя, Которого не можете вы слышать? Где ж видно тут обдуманность, коварство? Что значит смерть? за сладкий миг свиданья Безропотно отдам я жизнь.
9. Выделите элементы сюжета.
Завязка: «Я с нею познакомлюсь».
Видеофрагмент «Сцена III. Памятник Командора».
Кульминация: «Дона Анна, // Где твой кинжал? вот грудь моя».
Развязка: «…о, тяжело // Пожатье каменной его десницы!»
10. Прочитаем сцену объяснения с Доной Анной . Любит ли она Дон Гуана? Что об этом свидетельствует?
Она беспокоится о нем, о чем свидетельствуют фразы: «Но как же // Отсюда выйти вам, неосторожный!», «Ах если б я могла вас ненавидеть!»
Видеофрагмент «Развязка»
11. У предшественников Пушкина сюжет о Дон Жуане воплощался в комедии. Почему русский драматург избирает форму трагедии? Что это меняет в трактовке образа?
Для А. С. Пушкина Дон Гуан становится героем трагическим: в тот момент, когда он находится на пороге счастья, готов переменить прежний образ жизни, судьба в образе статуи командора разрушает его надежды и планы, настигает героя, наказывая даже не за прошлые прегрешения, а за желание обрести счастье.
12. Докажите, что Дон Гуан Пушкина трагический герой.
13. Какие чувства его герой вызвал у вас?
14. Какой из предложенных эпиграфов соответствует пушкинскому пониманию образа?
15. Определите тему произведения.
16. Какую ценность утверждает автор в своем произведении?
17. Прослушайте фрагмент оперы Моцарта «Дон Жуан». Каким предстает перед вами герой оперы?
18. Рассмотрите иллюстрации художников П. Бунина и Ф. Константинова к трагедии Пушкина. Чья трактовка вам ближе?
Образ Дон Жуана получил широкое воплощение именно в литературе: драма А. К. Толстого «Дон Жуан», новелла Э. Т. А. Гофмана «Дон Жуан», поэма Д. Ч. Г. Байрона «Дон Жуан», комедии Тирсо де Молина и Мольера, пьеса Леси Украинки «Каменный властелин», цикл стихов М. Цветаевой «Дон-Жуан», стихотворения Н. Гумилева, В. Брюсова. И. Северянина, апокриф К. Чапека, пьеса Макса Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», пьеса нашего современника Эдварда Радзинского «Окончание Дон Жуана»… Возможно, список неполон.
Но именно с Пушкина началось в литературе переосмысление образа севильского озорника.
19. Почему именно в литературе, искусстве слова, этот образ так популярен?