Сочинение Андреев Л. — Баргамот и Гараська
Иван Акиндинович Бергамотов, по прозвищу «Баргамот», «высокий, толстый, сильный, громогласный», служит городовым на Пушкарной улице, отлично знает нравы и привычки «пушкарей», живущих на его участке. В предпасхальный вечер Баргамот стоит на посту. У него плохое настроение, так как он сможет попасть домой к обильному столу только в три часа ночи. Он с неприязнью провожает взглядом празднично одетых людей, отправляющихся в церковь: это из-за них он вынужден голодный стоять ночью на улице. Баргамот мечтает, как вернется домой и подарит
Неожиданно появляется пьяный Гараська, «не человек, а язва», особенно нелюбимый Баргамотом пушкарь. «Физиономия Гараськи, с большим отвислым красным носом…
Хранила на себе вещественные знаки вещественных отношений к алкоголю и кулаку ближнего». Баргамот хватает Гараську за воротник и тащит в участок, надеясь таким образом упредить намерения Гараськи что-нибудь украсть. По дороге Гараська задает бестолковые вопросы о воскресении Христа, озадаченный Баргамот выпускает из рук засаленный ворот рубахи пьянчужки, и тот падает, давя предмет,
Удивленная жена городового, Марья, гостеприимно потчует Гараську, называет его по имени-отчеству. Потрясенный Гараська вновь заливается слезами: ведь его отроду никто не называл так почтительно. Андреев Л. — Баргамот и Гараська Бергамот — в своей официальной части именовавшийся «городовой бляхой № 20», а в неофициальной попросту «Баргамот».
Баргамот живет в Орле на Пушкарной улице, где жил и Л. Андреев. «По своей внешности Баргамот, скорее, напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками. Высокий, толстый, сильный, громогласный Баргамот составлял на полицейском горизонте видную фигуру и давно, конечно, достиг бы известных степеней, если бы душа его, сдавленная стенами, не была пслружена в богатырский сон». И вот этому герою, которого люди «с возвышенными требованиями» назвали бы «куском мяса», «дубиной», предстояло пережить неожиданное перерождение, воскресение души, возможное, пожалуй, лишь в жанре избранного писателем пасхального рассказа.
Виновником его был пьяница, «скандалист первый на всей окраине», Гараська, известный к тому же непристойной руганью и «злоязычием», за что не раз был бит приказчиками. Вот и сейчас у Баргамота при виде набравшегося с утра светлого Христова Воскресения Гараськи «чесались руки, но сознание того, что в такой великий день как будто неудобно пускать их в ход, сдерживало его». В Гараськс совмещались «удивительным образом самоуверенность и даже дерзость с кротостью». Он задаст городовому наивный вопрос: «Христос, значит, воскрес?» Баргамот, держащий Гараську за «засаленный ворот» и «заинтригованный странными вопросами», отпускает руку, и Гараська падает, «не успев показать Баргамоту предмета, только что вынутого им из кармана», падает «лицом на землю» и воет «как бабы воют по покойнике». Растерянный городовой понимает, что упавший человек хотел вытащить из кармана пасхальное яйцо и похристосоваться с ним.
И происходит чудо: Баргамот, хотевший отвести Гараську в участок, зовет его к себе домой разговляться.
Жена городничего, Марья, обращается, как выясняется впоследствии, впервые в его жизни, к Гараське по имени и отчеству — Герасим Андре-ич: «Из груди его вырывается снова тот самый жалобный и грубый вой…» Так коротко показано воскресение еще одной вечной человеческой души — Гараськи.