Сочинение Историческая тема в лирике М. Ю. Лермонтова
Историческая тема в лирике М. Ю. Лермонтова Историческая тема — одна из важнейших тем лирики Лермонтова. Она разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. В ранний период своего творчества Лермонтов обращался к истории с позиций поэта-романтика и искал в прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон. Он был идеалом для многих современников поэта.
К его образу, который «выше похвал, и славы, и людей», поэт обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов.
Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного
Обращение Лермонтова к исторической теме — это взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление
Эпоха, когда общественная жизнь замирает. Мы можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят «веков протекших великаны», так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. «Самый выбор этого предмета, — писал Белинский, — свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем». Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Так же как в стихотворении «Бородино» поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, когда решалась судьба всей страны. В «Песне…» объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси.
Именно в такие значимые периоды, по мнению Лермонтова, открываются наиболее сильные и важные черты русского характера. Все три героя «Песни…» особенны. Они являются своего рода высшими проявлениями царской мощи, буйного молодечества и чести и достоинства.
Все они — сильные личности, достойные внимания.
Очевидно их противопоставление людям «нынешнего племени». К теме прошлого Руси, а именно ко времени татарского нашествия поэт впервые обращается в «Балладе» 1831 года. И он упал — и умирает Кровавой смертию бойца.
Жена ребенка поднимает Над бледной головой отца: «Смотри, как умирают люди…» Однако с художественой точки зрения стихотворение абсолютно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни в образном отношении.
Больше того, произведение явно ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевского, т. е. имеет фольклорные источники. Само построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину. Она состоит трех частей, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом: Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ах, ребята, пейте — дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую! Характерны обращения: «Ох ты той беси, царь Иван Василье вич» или «Господин ты мой, Степан Парамонович».
«Песня…» тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: «добрый молодец», «святая правда-матушка», «красно солнышко», «широка грудь» и прочие, песенные сравнения: «Ходит плавно — как лебедушка; смотрит сладко — как голубушка; молвит слово — соловей поет…», а также характерное для фольклора одушевление природы: Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми. Финал «Песни… » является по традиции «славой» боярину, боярыне и всему христианскому народу. Итак, на примере «Песни…» мы можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам.
Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания и гордости. Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.