Отношение искусства к действительности
Воронский сформулировал ответ более чем точно. Его слова стали лозунгом, даже символом одного из полюсов общественного сознания 20-х годов. «Искусство как познание жизни и современность», «Искусство видеть мир» — таковы были заголовки программных статей Воронского. В основе его концепции лежало признание познавательной функции искусства. Такому пониманию задач искусства в то время противостояла теория «искусства — жизнестроения» или «производственного искусства».
Критики и теоретики К. Зелинский, Чужак, Брик,
Искусство и должно было, по их мысли, как можно лучше проводить подобную унификацию. Очень многим, особенно в начале
Вопрос о творцах новой культуры, столь же принципиальный, как и первый, приведший к размежеванию литературных сил, поворачивался в повседневных баталиях самыми неожиданными гранями. Собственно этим и занималась «Красная новь». Решающим фактором отбора материала для публикации была его художественность и актуальность. Сам факт публикации на страницах «Красной нови» был для писателя настоящим поступком: он означал, во-первых, профессиональное признание очень строгим ценителем, а во-вторых, размежевание с левым и правым фронтом.
Могла ли подобная ориентация «на того, кого и раньше называли разночинцем», на «подлинный демос городов и деревень», и даже на «осколки прежних дореволюционных общественных слоев и прослоек» не вызвать негодования у сторонников и блюстителей пролетарской чистоты, сосредоточенной в официозе РАППа?