История создания романа «Лето Господне»
Роман ы «Богомолье» , «Лето Господне» и сборник «Родное» были созданы И. С. Шмелевым в эмиграции, во Франции. Эта автобиографическая трилогия — вершина творчества писателя. «Богомолье» и «Лето Господне» объединены общей темой, одними и теми же героями, единством внутреннего сюжета и композиционно-стилистическими особенностями. В романе «Лето Господне» автор обращается памятью к годам своего раннего детства, прошедших в Замоскворечье, в доме на Калужской улице, построенном незадолго до наполеоновского нашествия
Купеческое дело рода Шмелевых началось с торговли деревянной посудой в разоренной французской армией Москве: «Москву пожгли, ушли, все в разор разорили, ни у кого ничего не стало. Вот он загодя и смекнул — всем обиходец нужен, посуда-то… ни ложки, ни плошки ни у кого» . Родословная Шмелевых восходит к XVII в., к гнезду старообрядцев легендарной боярыни Морозовой. «Лето Господне» неоднократно ссылается на авторитет прабабки Устиньи, которая хотя и приняла новую веру, но сохранила патриархальные порядки в доме и дух старинного благочестия в семье. Род Шмелевых был весьма уважаем
Особенно славилась его артель плотников. Рабочие Сергея Ивановича Шмелева ставили помосты и леса при строительстве храма Христа Спасителя , «места» для публики на открытии памятника Пушкину. Сергей Иванович также был старостой церкви Казанской иконы Божией Матери, у Калужских ворот, на ул. Б. Якиманка.
Здесь в церковной книге была сделала запись о крещении И. С. Шмелева. Храм не избежал трагической участи и был взорван в 1972 г. Шмелев вспоминал: «Ранние годы дали мне много впечатлений. Получил я их на дворе.
В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. Слов было много на нашем дворе — всяких. Это была первая прочитанная мною книга — книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог».
Начало работы над «Летом Господним» относится к декабрю 1927 г. Сначала был написан очерк «Наше Рождество. Русским детям»: «Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же…» . Очерк был напечатан в январе 1928 г. в парижской газете «Возрождение».