«Повесть временных лет» — выдающийся памятник древнерусской литературы
Один из памятников древнерусской литературы «Повесть временных лет» охватывает период русской истории с начала IX века до 1097 года.
Первые слова этого произведения: «Вот повести временных лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля». «Повесть…» — обширная летопись, рассказывающая о возникновении и становлении русского государства.
Территория, где жили славянские племена, занимала очень выгодное географическое положение. По рекам, протекающим здесь, можно было добраться
В середине IX века славянские племена были разобщены и вынуждены были платить дань варягам и хазарам. Это не удовлетворяло славян, и они изгнали варягов. Однако среди славян не было согласия, и на Руси начались междоусобные войны, когда славяне убивали друг друга. В конце концов они пошли к варягам, чтобы выбрать себе там правителя.
Править славянами вызвались три брата: Рюрик — в Новгороде, Синеус — на Бело-озере, Трувор — в Изборске. После смерти Синеуса и Трувора Рюрик стал единоличным правителем Руси. Киев же не принадлежал тогда Руси.
Семнадцать лет правил
Олегу не сиделось спокойно в своих землях, и собрал он войско, и пошел завоевывать новые земли. Олегу очень понравился Киев, но там княжили Аскольд и Дир. Хитростью выманил он князей киевских из города и убил их.
Тридцать три года правил Олег, последние годы жизни князя прошли в мире с соседями. В 912 году Олег умер, ужаленный змеей. Обстоятельства смерти князя вдохновили А. С. Пушкина написать известное произведение «Песнь о вещем Олеге».
После смерти Олега правление на Руси принял на себя князь Игорь, сын Рюрика, затем Русью правил князь Святослав. Он тоже много воевал — победил хазар, вятичей, болгар и многих других, взял их города, а сам сел княжить в Переяславце. Великая битва между Святославом и греками произошла в 971 году. Дружина князя составляла всего десять тысяч воинов, а греков было великое множество. Святослав тогда сказал: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не знают позора».
Призыв князя воодушевил воинов, битва закончилась победой, с греками был заключен мир.
Двадцать восемь лет правил Русью Святослав, после его смерти на Руси начались междоусобные войны.
Если судить по «Повести временных лет», то вся история русского государства — это войны и с внешним врагом, и междоусобные.
Множество военных походов совершил и князь Владимир. Он победил радимичей, болгар и другие народы. Приходили к Владимиру представители многих верований: магометане, римляне, евреи, греки. Каждый из них хотел обратить Владимира, а с ним и всю Русь, в свою веру. Автор «Повести…» рассказывает о том, как произошло крещение Руси.
Однажды князь пошел с дружиной на Корсунь. Осадой и хитростью взял он город, а царям повелел отдать ему в жены сестру. Но цари ему отвечали: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников…» Владимир уже согласился креститься, но в это время он ослеп.
Когда князь принял крещение, к нему вернулось зрение. Увидев это чудо, крестилась вся его дружина.
Возвратившись в Киев, князь Владимир приказал уничтожить языческих идолов и всем прийти к Днепру, чтобы принять крещение. «И видна была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ…» Так произошло крещение Руси в 988 году.
Рассказывает «Повесть…» и об одной из самых страшных страниц истории Древней Руси — ослеплении князя Василько Ростиславовича его братьями. Братья Святополк и Давыд хитростью заманили Василько в свои владения, ослепили его и вывезли из города. Узнав об этом, Владимир собрал всех князей в Любече, но Святополк и Давыд кивали друг на друга, не желая признавать своей вины.
Владимир сказал им: «И если этого не поправим, то еще большее зло встанет среди нас… и погибнет земля Русская, и враги наши, половцы, придя, возьмут землю Русскую». И пришли к Владимиру послы от народа и просили князя не начинать междоусобной войны, и передали просьбу киевлян: «…заключить мир и блюсти землю Русскую и биться с погаными».
Так заканчивается один из величайших литературных памятников Древней Руси. Наряду со «Словом о полку Игореве», это произведение дает современному читателю представление о жизни, обычаях, нравах наших предков. Но одновременно с этим читатель понимает, что никогда войны и междоусобицы не приводили ни к чему хорошему, что война разрушает, а созидает только мир.