Вопросы и ответы к стихотворению Е. А. Евтушенко «Когда звонят колокола»
Какими художественными средствами передаются в стихотворении взволнованность и острота поэтического переживания? Обратите внимание на начало стихотворения и его общее построение. Как подчеркивается поэтическое единство стихотворных строф?
Почему поэт назвал свое стихотворение «Когда звонят колокола»?
Взволнованность и острота переживания поэта переданы в композиции стихотворения и через художественные приемы, которые использует поэт в каждой из строк. Из пяти строф стихотворения все, начиная со второй строфы, открываются
С этим постоянным присутствием, очевидно, связано и само название стихотворения.
Открыто делясь с читателем охватившими его чувствами, поэт создает в стихотворении цельный образ колоколов, колокольного звона и набата как сигнала тревоги, подаваемого ударами колокола. Какая роль в создании этого образа принадлежит олицетворениям? Выпишите олицетворения, которые содержатся в каждой строфе стихотворения.
Почему поэт так последователен в использовании этого поэтического приема?
В каждой
Как в стихотворении сочетаются картины прошлого и настоящего? Как упоминание о «всех веках» в начальной строфе раскрывается в общем содержании стихотворения? Какую роль играют в стихотворении повторы слова «благословляет» и параллелизм «…и в каждом колоколе скрыт набат…» — «…и в каждом русском скрыт набат…»?
С помощью каких изобразительных средств поэт создает яркие, запоминающиеся картины природы? Каков смысл переклички слов «душа» в начале стихотворения и «в сердце дрожь» в последней строфе?
В четырех строфах стихотворения воссоздается трагический мир родной истории. Мир трагичный и мир благословенный, потому что в нем есть и детский смех и первая любовь. При этом колокола «звонят, не помня зла», хотя в каждом колоколе скрыт набат.
История живет на вольных просторах мира природы и, хотя этот мир обрисован всего несколькими словами, он ярок и запоминается. Это не только общий взгляд на «бескрайнюю даль» полей и лесов, но и «очи синие лугов» — васильки, и роса, которая становится светлей от звона колоколов. Начиная с наблюдений за «душой мужика», поэт завершает стихотворение словами о «дрожи сердца», которая охватывает его, подавленного размахом того восприятия мира, который ему подсказали звуки родных колоколов.
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Когда звонят колокола». Обратите внимание, что большинство его строф представляют собой одно сложное предложение . Подумайте, как воспроизвести в своем чтении удлиненные третий и шестой стихи каждой строфы.
Строго следя за знаками и расположением строк в стихотворных строфах, мы при чтении особенно тщательно выделяем третью и шестую строчки каждой строфы. Это достигается неторопливостью исполнения именно этих строк. Большую роль при исполнении играют и паузы, предшествующие началу очередной строфы с повторяющимся началом: «Когда звонят колокола…»