Новый стандарт образования: каковы перспективы?

Одним из самых часто задаваемых вопросов ушедшего года стал для нас вопрос о новом стандарте. Судя по всему, этот вопрос не сойдет с повестки дня и в году наступившем.

Словесников ситуация со стандартом волнует особо: ведь и цели изучения литературы, и сам список произведений, и требования к освоению программ вызывали и вызывают в профессиональном сообществе подчас яростные споры. В какой же стадии находится сейчас работа над стандартом? Об этом рассказали разработчики стандарта второго поколения — научный руководитель проекта член-корреспондент

РАО А. М. Кондаков и профессор МГУ А. Г. Асмолов, которые в конце ноября встретились с коллективом издательского дома «Первое сентября».

По их словам, Российская академия образования продолжает реализацию проекта по разработке, апробации и внедрению стандарта общего образования второго поколения. За 2005-2007 годы была разработана концепция нового стандарта, начали действовать рабочие группы по основным направлениям, определенным в соответствии с концепцией.

В 2007-2008 годах работа над стандартом вступает в новую фазу. Важнейшим элементом становится реализация пилотного проекта в ряде регионов

и крупных городах всех федеральных округов Российской Федерации. В качестве экспериментальных площадок выбраны:

Центральный федеральный округ — Москва, Московская и Ярославская области; Северо-Западный федеральный округ — Ленинградская и Калининградская области; Южный федеральный округ — республика Дагестан и город Ростов-на-Дону; Приволжский федеральный округ — Республика Татарстан и город Оренбург; Уральский федеральный округ — Ямало-Ненецкий автономный округ и город Челябинск; Сибирский федеральный округ — города Новосибирск и Омск; Дальневосточный федеральный округ — Приморский край и республика Саха-Якутия.

В настоящее время Российская академия образования во взаимодействии с органами управления образованием в регионах начинает сложную и системную совместную работу по обсуждению, критике и апробации новых подходов к стандарту.

Разработчикам необходимо получить «обратную связь» со стороны тех, от кого будет в полной мере зависеть успех внедрения нового стандарта и на кого ляжет основная тяжесть практической реализации новых подходов. Вот почему Минобрнауки России и РАО остро заинтересованы в помощи, поддержке и нелицеприятной критике участников пилотного проекта.

В ближайшее время во всех регионах и городах, вступивших в эксперимент, пройдут комплексные мероприятия с участием экспертов-разработчиков государственного образовательного стандарта второго поколения. При этом разработчики будут обращаться к органам управления образованием с прось­бой о максимальном расширении профессиональной дискуссии по проблематике стандарта. Разработчики будут широко информировать общественность в регионах о содержании и ходе работ по новому стандарту с целью инициировать широкую и содержательную дискуссию.

Наиболее интересные предложения по формам обсуждения и апробации новых подходов к государственному образовательному стандарту будут приниматься, обсуждаться и реализовываться.

Иными словами, нас с вами, коллеги, в очередной раз призвали к совместной работе. Не упустите возможности поучаствовать в обсуждении стандарта. Сделать это можно на специальном сайте. Там же вы всегда сможете найти свежую информацию о том, что происходит с разработкой стандарта на каждом этапе. В частности, сейчас стоит ознакомиться с «Фундаментальным ядром содержания общего образования», которое размещено на сайте.

Разработка более конкретных документов — содержания предметных областей и примерных программ, не говоря уже о конкретных УМК, — еще впереди.

Обращаем ваше внимание на планируемый график введения образовательных стандартов второго поколения. В соответствии с ним введение программ начальной школы в экспериментальном режиме планируется с 1 сентября 2008 года, программ основной школы — с 1 сентября 2009 года, программ старшей школы — с 1 сентября 2015 года.

Как видим, время для участия в работе еще есть. И не надо думать, что все решат и примут без нас — ситуация с ЕГЭ по литературе, претерпевшим значительные изменения именно под влиянием критики профессионального сообщества, в этом убеждает.

В новом году мы будем пристально следить за работой над стандартом и информировать вас обо всех интересных ее моментах.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Новый стандарт образования: каковы перспективы?