Активизация творческой деятельности учащихся на уроках физики
Активность личности в том или ином виде деятельности рассматривается как важнейшая черта человека, способность изменять окружающую действительность, проявление усилия, напряжения умственных сил, как стремление к энергичной деятельности, как преобразование окружающих явлений, процессов, предметов.
Обучение — процесс тесного взаимодействия между учителем и учеником. Оно будет эффективно только в том случае, если и учитель, и ученик проявят высокую активность. Причем активность последнего является решающей.
Если нет активности
С целью активизации творческой деятельности учащихся учитель специально отбирает содержание материала, формы, методы, приемы и средства обучения не только для каждого урока, но и для каждой темы.
Активность ученика в учебном процессе — это определенное волевое усилие, характеризующее познавательную творческую деятельность ученика. Она может быть внешней и внутренней .Внешняя активность легко определяется учителем, ибо ее признаки на виду, при этом ярко выражены: ученик
Кроме того, ей свойственны такие специфические признаки, как напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций — анализ, сравнение, обобщение; проявление устойчивого внутреннего интереса к изучаемой на уроке теме, учебному заданию.
Слова учителя на занятиях могут быть понятны только в том случае, если ученик направит на них свое внимание, поставит цель понять, усвоить этот материал, то есть мобилизует свою внешнюю и внутреннюю активность.
Словом, прочное, глубокое усвоение знаний, учение с увлечением зависят от активной работы мысли ученика на уроке. Поэтому ценным является тот урок, на котором активно работает ученик, а учитель организует его творческую деятельность.
Активизация творческой деятельности школьника требует от учителя умелого методического руководства процессом познания, глубокого понимания педагогической целесообразности применения форм, методов, приемов и средств обучения. Развитие творческой активности учащихся, обеспечение прочного усвоения знаний невозможны без создания определенных педагогических условий: обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на уроках; динамичность, разнообразие форм, методов, приемов и средств обучения, их направленность на развитие активной познавательной деятельности учащихся.
При организации учебной деятельности учащихся важно учитывать следующее:
— изучение материала по каждой теме, кроме специфики предмета, нуждается в освещении и раскрытии особенностей данного материала;
— нельзя универсализировать ту или иную форму, тот или иной метод обучения; отдельно взятый метод не может привести к полноценному усвоению знаний, формированию умений и навыков;
— смена видов, способов деятельности на занятиях и их разнообразие снимают преждевременную утомляемость учащихся и обеспечивает более продуктивную познавательную деятельность;
— важна дифференциация обучения в соответствии со способностями и интересами учащихся.
Формы, методы, средства обучения должны обеспечивать творческое отношение к изучаемому материалу, направлять их действия на поиск новых знаний, исследование явлений, процессов и вооружение обучающихся методами учебного познания.
К. Д. Ушинский требовал от учителей развивать познавательные способности детей на уроке: «Должны постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развивать в нем желания и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь».
За творческую активность в учебном процессе боролся Л. Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать».
Одним из путей активизации творческой активности учащихся на уроках физики является проблемное обучение — методическая система, включающая особое сочетание разнообразных приемов и методов обучения. В проблемном обучении учебный процесс приобретает свою специфическую структуру, состоящую из цепи последовательно разрешаемых проблем. Процесс их разрешения имеет свою логическую последовательность действий, отражающих методы научного познания .
Структура проблемного урока подчиняется логической структуре познавательных действий, присущих поисковой деятельности. Центральным в теории проблемного обучения являются вопросы создания проблемной ситуации и постановки учебных проблем. Каждое учебное проблемное задание является искусственной педагогической конструкцией, Оно специально конструируется с обучающей целью и включается в определенный момент в учебный процесс в соответствии с логикой учебного процесса.
Процедура познавательных действий в проблемном обучении включает:
Осознание проблемной ситуации;
Анализ проблемной ситуации;
Выдвижение идей, предположений по выходу из ситуации;
Обоснование выдвинутых идей, предположений;
Определение следствий;
Формулировка проблемы;
Сопоставление проблемы с имеющимися знаниями и умениями;
Планирование плана решения проблемы;
Решение проблемы;
Сравнение результатов с первоначальными идеями;
Формулировка вывода.
Проблемность с точки зрения теории познания — принцип, определяющий содержание и форму познавательной деятельности человека и в первую очередь его мышления. В учебном процессе проблемность проявляется в стремлении и умении познающего:
А) выделять наиболее важные, узловые идеи и положения и вокруг них группировать фактический материал, систему доказательств и следствий ;
Б) преодолевать познавательные затруднения, противоречия при столкновении известного и нового, частного и общего, житейского и научного и т. д. ;
В) проблемность выражается в возбуждении потребности в познании .
Рассмотрим прежде всего проблемное изложение учебного материала. Оно заключается в том, что учитель сам ставит проблемы, сам их решает и делает выводы. Изложить материал проблемно — это значит, не изменяя существенной информации, по возможности максимально усилить ее эмоциональную сторону , преобразовав по мере необходимости структуру материала.
Проблемное изложение будет успешным при наличии ряда условий.
Во-первых, должна быть четко определена целесообразность его в каждом конкретном случае .
Во-вторых, учителю необходимо глубоко и прочно владеть как фактическим, так и историческим аспектами физики.
В-третьих, следует овладеть умением «видеть» противоречия, вычленять и делать их видимыми для учащихся, т. е. учителю необходимо быть диалектиком и владеть технологией правильной постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися.
Чтобы конструирование проблемного изложения происходило успешно, надо четко представлять его общую структуру; она состоит из четырех этапов:
1) организация проблемной ситуации,
2) выдвижение гипотезы,
3) ее аргументация,
4) выводы.
Надо учитывать общие требования к любому изложению учебного материала: иметь представление об уже имеющихся у учащихся знаниях, показывать связь между ними и знаниями, подлежащими усвоению; включать в изложение оптимальное число задач , причем только посильные ученикам; разъяснять все логические связи между элементами учебного материала, даже те, которые на первый взгляд кажутся достаточно простыми и явными; не оперировать словами и терминами, не знакомыми учащимся, и др.
Проиллюстрируем все сказанное примером конструирования проблемного изложения для темы урока «Зависимость сопротивления проводников от температуры» в X классе.
Учитель, держа в руках моток нихромовой проволоки, предлагает вычислить, какой длины нужно взять кусок этой проволоки, чтобы изготовить из нее спираль для электроплитки . Предполагается этим расчетом проверить знание учащимися закона сопротивления проводника и закона Ома для участка цепи, а также имеется в виду использование его в дальнейшем для создания проблемы.
Через две-три минуты один из учеников рассказывает, как он выполнил этот расчет, и сообщает результат. Правильность расчета и результат уточняются коллективно. Ученики отрезают от мотка нихрома проволоку вычисленной длины, делают из нее спираль и включают в сеть.
Наблюдение показывает, что накал спирали явно недостаточен, ток меньше заданного. Почему? Ученики встревожены.
Расчет произведен по известным законам, а результат не годен. Это первая проблема на уроке. Для решения ее учителем ставится вопрос: «Как определен международный эталон 1 Ома?».
Ученики это знают хорошо и отвечают . «Почему при 0°С?» — спрашивает учитель. «Видимо сопротивление проводников зависит от температуры, — заключают ученики, — а это не было учтено при нашем расчете». «Как зависит сопротивление проводника от температуры?» — эта проблема является темой урока. Для ее решения предлагается ученикам объяснить суть сопротивления проводников электрическому току по электронной теории. После этого, исходя из основ электронной теории, предлагается высказать предположение о зависимости сопротивления твердого металлического проводника от температуры. Мнения в классе разделяются: одни предполагают и
Доказывают, что при нагревании сопротивление таких проводников увеличивается, а другие — уменьшается. Для решения спора демонстрируется опыт , первая часть класса торжествует — сопротивление металлического проводника с увеличением его температуры увеличивается. Учитель указывает второй части класса на ее ошибки в теоретическом рассуждении, приведшие к ложному заключению.
«А как будет меняться сопротивление электролитов с изменением температуры?» — новая проблема, которую также необходимо решать по электронной теории, сопоставив особенности ионной проводимости жидкостей с электронной проводимостью твердых тел. На основе указанного сопоставления предположение у большинства или даже у всех одно — при нагревании электролитов их сопротивление должно уменьшиться. Получив убедительное теоретическое обоснование такого решения проблемы, ставим демонстрационный опыт . Но вопрос решен качественно, а для расчета необходимо знать и количественные соотношения, имеющие место в этих закономерностях.
Каковы они? Это следующая проблема на уроке. Решение ее осуществляется в виде рассказа учителя. Здесь рассказывается о температурных коэффициентах сопротивления, о способах их определения, приводится математическая аналогия между этими коэффициентами и коэффициентами объемных расширений.
Фронтально используется справочная таблица, уясняются физический и математический смыслы температурных коэффициентов сопротивлений. Устанавливается расчетная формула.
На рассмотренном уроке формулировка темы урока и основного проблемного вопроса совпадают, но в ходе поиска решения проблемы появляются новые вопросы, представляющие развитие основного. Этим поддерживается творческая деятельность учащихся на уроке. Проблемная ситуация на этом уроке создана противоречием между знаниями учеников и результатом опыта, поэтому вызывает у них желание приобрести новые знания.
Решается проблема путем теоретических рассуждений, а гипотетическое решение проверяется опытом.
Проблемные ситуации на уроках создаются и путем опоры на жизненный опыт учащихся, благодаря чему они в процессе собственной деятельности находят возможность использовать получаемые знания для решения учебных задач. Здесь мы имеем возможность подбором соответствующих примеров обогатить жизненный опыт учащихся. Используя противоречия между имеющимися у учащихся представлениями о каком-либо явлении и действительным его содержанием, учитель создает проблемную ситуацию специальными методическими приемами:
Столкновением учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования;
Созданием жизненной ситуации путем организации практической работы учащихся. Учащиеся от наблюдения конкретного явления самостоятельно приходят к обобщениям;
Побуждением учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения проблемного вопроса.
Такие вопросы учителя как:
«Почему дрова зимой колются хорошо?» ,
«Почему железные предметы кажутся на ощупь холоднее, чем деревянные, хотя температура окружающего воздуха одинакова?» ,
«В холодильнике или в комнате быстрее отстоятся сливки от молока?» (Скорость
Движения молекул и температура тела, 7 кл.),
«Весной нередко приходится наблюдать, как в садах разводят костры. В какое время суток их обычно разводят и для чего?» ,
«Для уменьшения силы трения применяют смазку. Почему же плотники перед тем, как взять топор, смачивают руки?»,
«От обработки поверхности трущихся тел трение увеличивается . Почему же заржавевшие коньки скользят хуже, чем коньки с гладкими лезвиями?» ,
«Почему весной, хотя солнце и хорошо греет, долго стоит холодная погода?» и другие являются для учащихся проблемными. Они активно включаются в поиск ответа на вопросы, требующие теоретического обоснования. Таким образом, учитель подводит учащихся к установлению связей между новым материалом и их жизненными представлениями.
Главная задача обучения заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся. Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения. Безусловно, все сказанное не исключает необходимости информационно-сообщающего изложения учебного материала.
В практике школьного обучения следует разумно сочетать приемы и методы обучения, исходя как из конкретной цели урока, так и из общих задач развития личности ученика.
Главным является личность не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с быстрой реакцией на все новое, с полноценно развитыми потребностями к дальнейшему познанию и самостоятельному действию, с хорошими ориентировочными навыками и творческими способностями.