Натурфилософская лирика Ф. И. Тютчева
Находясь с 1822 г. на дипломатической службе в Мюнхене и занимая незначительный пост в русском посольстве при дворе баварского короля, Тютчев как бы «между делом» занимался поэзией. Но уже в это время он ясно осознал, что его мировосприятие полнее и лучше всего выразится именно в лирике. В своих стихах он сосредоточивает внимание на самых главных вопросах бытия, проблемах жизни и строения природы, космоса.
Тютчев пытается языком поэзии выразить глубоко волнующие его философские размышления. Стихотворения Тютчева приобретают особую
Но так как Тютчев — поэт-философ, то и сатира его носит «высокий» характер: это возвышенное, гневное обличение, проникнутое ораторским пафосом. Большинство своих стихотворений Тютчев строит по принципу образного параллелизма. В первой части обычно рисуется картина природы, а во второй дается философское обобщение, которое объединяет пейзаж с человеческой жизнью и позволяет обнаружить в природе и человеке некие общие черты, придающие стихотворению внутреннее единство. Так построены стихотворения «Через ливонские я проезжал поля…», «Осенний вечер», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» и др. Такая композиционная гармония обеих частей стихотворения как бы выражает убеждение поэта в незыблемости внутреннего единства всех явлений природы, в состав которой входит и человек, в стройности и разумности этой мировой системы.
Но слова «пейзаж», «природа» следует понимать достаточно широко. Поэт нередко противопоставляет явления внешнего мира отдельной личности . Иногда природное и человеческое начало так сильно переплетены, что создают у читателя ощущение неразделимости природы и человека . В некоторых стихотворениях мы встречаемся с обратным параллелизмом, то есть описание переживаний человека предшествует картине природы. Это стихотворения «В толпе людей…», «К N. N..» и др. В стихотворении «И гроб опущен уж в могилу…» бездушие официального обряда противостоит образу умершего, которому ничего этого уже не нужно, противопоставляется как бы бренность бытия человека и вечность природы:
А небо так нетленно-чисто, Так беспредельно над землей И птицы реют голосисто, В воздушной бездне голубой…
В таких произведениях Тютчева нужно видеть символический смысл, выражение натурфилософских представлений автора, и в целом тютчевская поэзия 20-х — 30-х годов XIX века является натурфилософской. Тютчева интересуют не картины природы, а наблюдения над стихиями природы как средство познания сущности бытия, всеобщих законов Вселенной. Такая поэзия вполне заслуживает названия философской. Многие философские стихотворения Тютчева повторяют один и тот же лейтмотив его лирики: необходимость слияния человека с природой как цель человеческого бытия. Но эта цель оказывается одновременно и концом индивидуальной, личной жизни человека.
В этом заключается, по Тютчеву, трагизм человеческой жизни, ее мрачная, темная сторона. В момент слияния человек испытывает высшее блаженство, так жизнь и смерть идут рядом, кульминация жизни есть шаг в область смерти.