Шоутизация — психологическая проблема тотального развлечения
Большое количество развлекательных программ по ТВ дает повод подумать о психологической сути того, что мы становимся свидетелями шоутизации нашей психики, последствием чего является формирование потребности к развлечению. Но что стоит за этим стремлением, нет ли за этим чего-то иного, противоположного, например тоски и душевной боли?
Описывая данную проблему, мы не можем обойти понятие праздника, его роль в культурно-историческом пространстве и представленности в психологической жизни. Рассмотрим праздник в нескольких плоскостях. Так,
Здесь праздник это память, которая центрирует, привязывает нас к глобальной социальной общности. Празднуя, мы погружаемся в некое важное общечеловеческое единство, одаривающее нас огромным количеством психологических ресурсов, позитивно активизирует коллективы архетипы нашего бессознательного.
В другой коннотации праздник есть день торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, который отмечается публичными собраниями,
Часто под праздником понимают просто счастливый, радостный день, ознаменованный важным, приятным событием, удачей или достижением важной цели. Мы стараемся отметить на своей ленте времени это событие, о котором будем помнить долго, и это вносит смысл в наше существование, поднимает нашу самооценку. Здесь опять же праздник делает позитивный эмоциональный отпечаток в памяти, что придает нам уверенности, гордости за себя, что повышает самооценку.
Помимо памятования, активизации социальных психологических ресурсов праздник имеет своей целью дать человеку эмоциональную разрядку, необходимую в конце напряженной деятельности или просто по окончании некоторого значимого периода времени. Праздник это процесс проникновения внешней радости вовнутрь, а внутренней наружу, т. е. энергетический обмен, обогащающий деятельность. В это связи интересны психологические обследования подростков, убегавших из дому.
Было выяснено, что в их семьях были редки праздники. В качестве рабочей гипотезы можно предположить, что побег из дома становился своеобразной отдушиной, деструктивным праздником, который ребенок создавал себе сам.
Уместен вопрос, является ли развлечение — праздником? Если отталкиваться от социально-исторической роли праздника, как средства активизации исторической памяти, обогащающего человека сведениями о его корнях, конечно нет. Праздник в своих традициях может включать развлечение — смех, шутовство, застолье, игры, пение песен, но полностью его нельзя приравнивать к развлечению.
Кроме этого, любой праздник имеет некий ритуал общественного, либо личностного характера. Например, когда менеджер после удачной сделки делает себе праздник, то он полагается на принятый им когда-то ритуал .
Для иллюстрации влечения к псевдопразднику хочется вспомнить фильм Василия Шукшина «Калина красная». В начале фильма главный герой, освободившийся из колонии, нанимает себе официанта, который должен создать ему праздник, а после этого действа говорит о своем разочаровании — нет праздника в душе. Дальше нашему вниманию предстает глубокая драма этого человека — одиночество, потеря смыслов жизни.
Как выглядит абсурдным суррогатный праздник и как далек он от высвобождения глубокой тоски и страдания главного героя, свидетелем чего мы являемся, сопереживая этот гениальный фильм.