Антитеза в «Медном всаднике»
Поэма «Медный всадник» была написана А. С, Пушкиным в 1833 году, во вторую Болдинскую осень. Она связана с образом Петра Первого, как и предыдущие его произведения , но подход к этой теме в поэме был уже несколько иной: Пушкин, прославляя Петра, величие его дел, вместе с. тем раскрывает бессилие отдельного человека перед историческими обстоятельствами.
Антитеза в «Медном всаднике» , отражающяя противоречия самой действительности, окружает ее и на символах. Символичен образ Медного всадника, олицетворяющего собой государственную
Замысел поэмы реализуется через ее композицию. В поэме есть вступление, напоминающее экспозицию, и две части, посвященные основному действию. Во вступлении Пушкин рисует образ Петра, который показан как реальное историческое лицо.
Это великий государственный деятель, основавший прекрасный город на Неве. Поэт восторгается красотой и мощью северной столицы, олицетворяющей преображенную Россию:
Люблю тебя, Петра творенье,
Город «из тьмы лесов, из топи блат вознесся «пышно, горделиво», стал сердцем могучего государства. Но в то же время это место, где рушатся мечты и счастье маленьких, незнатных людей. Об этом и ве-лется рассказ в последующих двух частях поэмы.
Пушкин изображает «ужасную пору» — наводнение 1824 года в Петербурге, во время которого погибли многие обитатели городских окраин. Это реальное событие легло в основу повествования.
Согласно сюжету Среди жертв наводнения оказалась Параша — невеста мелкого» чиновника Евгения, т. тавного героя поэмы. Евгений не перенес тяжелой рраты и потерял рассудок: «Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял». В таком безумном состоянии он долго бродил по городу, пока случайно не оказался у памятника Петру Первому. Тут он внезапно, словно что-то вспомнив, очнулся от забытья и стал грозить «кумиру» на «бронзовом коне», считая, очевидно, именно Петра виноватым з том, что город был построен на опасном месте, что привело к трагедии.
Однако в этот момент Евгению показалось, что лицо «грозного царя, мгновенно гневом возгоря», обратилось к нему, и он в страхе бро-.::.-ся бежать. Евгению слышится, будто бы Медный всадник скачет за ним:
И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне…
И всю ночь бедному безумцу казалось, что Мед» ный всадник преследует его. Медный всадник выступает в поэме как некий символ. Его значение определяется главной идеей поэмы. Он олицетворяет собой не только Петербург, но и всю Россию, «вздыбленную» к новой жизни энергией Петра.
Это как бы символ самой исторической необходимости, неизбежности, бороться с которой бессмысленно. Евгений поднимает свой «бунт» против Петра, не понимая, что Петр выбрал место для новой столицы исходя прежде всего из исторической и государственной необходимости: «Отсель грозить мы будем шведу…» Но эта государственная необходимость лишила Евгения личного счастья. Он мечтал жениться, устроить «приют смиренный и простой». Но эта мечта была отнята у него роковой силой обстоятельств, против которых «маленький человек» оказывается беззащитным. «Общее» в поэме торжествует над «частным», по словам В. Г. Белинского.
Символично, что Петр I выступает во второй части поэмы в виде Медного всадника — уже не живого человека, а символа государства.
Таким образом, Пушкин противопоставил в поэме государство и человека, величие замыслов и дел Петра и частную жизнь «маленького человека», озабоченного не благом Отечества вообще , а устройством своего простого личного счастья. И этот конфликт «общего» и «частного» заканчивается для человека трагически. Пушкин хотел подчеркнуть, что в России всегда во имя торжества общих, государственных идеи приносилось в жертву счастье обыкновенных людей.
Сочинение: Антитеза в «Медном всаднике»