Духовные проблемы в русской литературе

В русской культуре категории материального и духовного составляют, скорее, оппозицию, нежели оказываются соположенными в одном ряду. Для русской ментальности характерно противопоставление приверженности материальному в любом его проявлении — стремлению к идеальному, отрицанию накопительства. Именно к универсалиям русской культуры можно отнести и образы юродивых, странников, праведников.

Заметим, что именно в этом — соотношении материального и духовного в церкви как институте — заключалось противостояние иосифлян и заволжских

старцев, иначе — нестяжателей.

Между тем в XIX веке изменение исторической ситуации принесло и изменение в социокультурную ситуацию. Еще Пушкин почувствовал наступление эпохи власти денег, отобразив его в «Маленьких трагедиях» и «Пиковой даме», а Баратынский определил XIX столетие как век, шествующий «путем своим железным». Эпоха предпринимательства все более властно заявляла о себе, и литература пыталась реагировать на новые тенденции, появившиеся в русской действительности.

В русской литературе этого периода мы наблюдаем интересное явление: попытку совместить полюса оппозиции материальное

— духовное. В творчестве Гончарова, Тургенева, Островского, Мамина-Сибиряка и других авторов появляются персонажи, в которых писатели попытались сочетать эти два начала, показав новый тип деятеля и предпринимателя. Новизна этого типа должна была состоять в том, что герой, не утрачивая своей духовности, желания приносить благо обществу, стремления к идеальному, оказывается успешным предпринимателем, действующим к тому же на благо России. Эти персонажи хрестоматийно известны: Штольц , Тушин , Соломин , Великатов , Привалов .

Как представляется, можно говорить о двух разновидностях типа таких предпринимателей. Первую представляют герои, в которых, по мысли автора, гармонично сочетается предприимчивость и духовность, например, Штольц или Тушин. Роднит этих героев то, что в произведениях декларируется, но не изображается их деятельность. Гончаров, Тургенев подчеркивают, что герои и удачно организуют свою деятельность, и приносят благо другим, однако пути достижения такого результата не показаны.

Особенно ярко это проявляется в романах Гончарова. Так, о деятельности Штольца или Тушина читатель не узнает ничего конкретного . Разумно организует свою деятельность герой романа Тургенева «Новь» «постепеновец» Соломин, становясь в финале произведения владельцем фабрики и занимаясь просвещением рабочих. Как и Гончаров, Тургенев не показывает сферу деятельности своего героя. Как отмечают литературоведы, эти образы в художественном отношении оказываются слабее других.

Герои-предприниматели, как правило, идеализируются.

Показательно, что критики XIX в., принадлежащие разным направлениям, как Добролюбов , Дружинин , Писарев единодушно отмечали бледность, недостаточно высокий художественный уровень созданного Гончаровым образа Штольца. Отечественные литературоведы неоднократно подчеркивали схематичность образов Тушина, Соломина.

Вторая разновидность типа представлена героями, подобными Привалову. В определенной степени можно отнести к этому варианту типа предпринимателя и Лопахина. Этим героям свойственна духовная раздвоенность.

Так, нравственные принципы наследника приваловских миллионов вступают в противоречие с условиями предпринимательства, хищничеством золотопромышленников и владельцев заводов. В ситуации нравственного выбора оказывается и Лопахин. Как показывают русские писатели, выходом из ситуации выбора может стать либо невозможность продолжать коммерческую деятельность , либо отказ от нравственных сомнений и исканий .

Таким образом, опыт русской классической литературы показывает сложность проблемы соотношения материального и духовного в образе предпринимателя, а в большинстве случаев и невозможность гармоничного ее разрешения.

Подъем народного самосознания, обострение классовой борьбы, развитие общественно-политической мысли в начале XIX века вызвали борьбу и в литературе.

Ожесточенные споры велись по целому ряду важных вопросов: об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к устному народному творчеству, к западне европейским литературам, о литературных направлениях, о языке. Во главе литературного движения стали члены тайных декабристских обществ и лица, примыкающие к ним по своим политическим и литературным взглядам: Это были К. Ф. Рылеев, А. Бестужев, А. Одоевский, В. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин и др.

Декабристы придавали большое значение художественной литературе, видя в ней одно из средств борьбы против самодержавно-крепостнического строя, могучую общественную силу. Декабристы создавали гражданскую поэзию, обличающую крепостнический порядок, воспевающую героические личности, поэзию, насыщенную революционным политическим содержанием. Поэт, по мнению декабристов, не только гражданин, но и организатор общественного мнения.

И всю силу своего поэтического слова он должен отдать борьбе за свободу, против рабства и произвола.

Излюбленными жанрами у декабристов были сатира, поэма, ода, а любимыми темами — темы мятежей, восстаний, народных движений, борьбы русского народа с внешними врагами. Так, например, Рылеев воспевает в своих «Думах» легендарного новгородца, борца за свободу Вадима, Димитрия Донского, Сусанина и др.

Консервативные писатели, отстаивая свои политические взгляды, старались отвлечь читателей от современной жизни, уводя их в мир мечтаний, грез, замыкая их в кругу узколичных переживаний.

Борьба между прогрессивными и реакционными кругами с большой силой развернулась вокруг английского поэта Байрона, имя которого гремело тогда в Европе как имя поэта, смело выступившего против политического и общественного гнета. Консервативно настроенный Жуковский писал о Байроне: «В нем есть что-то ужасающее и стесняющее душу». Декабристы были от Байрона в восторге.

Однако увлечение английским поэтом не отрывало поэтов-декабристов от родной почвы. Подлинные патриоты, декабристы считали насущной необходимостью развитие самобытной национальной литературы. Решение этой важной задачи они видели в сближении литературы с русским народным творчеством.

Они гневно обрушивались на распространенное среди консервативных писателей подражание западной литературе: французской, немецкой.

Никогда до этого в истории русской литературы не было такого разнообразия литературных направлений, борющихся между собой и воздействующих друг на друга, как в первую четверть XIX века. Живет и привлекает своей гражданской тематикой, Возвышенным стилем русский классицизм. Он сказывается, например, в ранней поэзии Рылеева, Пушкина и других поэтов.

Классицизм пропагандируют и консервативные писатели, но они не допускают критики основных общественных зол, требуют искусства всяческого приукрашивания жизни.

Видным литературным направлением в первое десятилетие XIX века был сентиментализм. Именно в это время появляется целая группа писателей — последователей Карамзина. Среди них выдвигаются такие поэты, как молодой В. А. Жуковский И. И. Дмитриев.

Однако сентиментализм, вследствие узости своей тематики и отхода от реальной действительности, не смог сложиться и вырасти в ведущее, большое направление в литературе.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Духовные проблемы в русской литературе