Конспект урока по литературе в 6 классе Тема : В. Жуковский «Жаворонок»
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Специальная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
П. Целинные Земли
Переверзева Светлана Александровна
Учитель русского языка и чтения
Тема. В. Жуковский «Жаворонок».
Цель: познакомить учащихся со стихотворением «Жаворонок»; совершенствовать навыки правильного, беглого и осознанного чтения; корригировать
Оборудование: карточка с незнакомыми словами, репродукция с картины И. Левитана «Весна. Большая вода», грамзапись романса М. Глинки «Жаворонок», грамзапись голоса жаворонка.
Ход урока.
Орг. момент.
— Сядет тот, кто назовет приметы весны.
— Отберите среди данных изображений то, которое по настроению подходит к весне. Объясните свой выбор.
II. Проверка Дом. задания.
-Какую сказку закончили читать на прошлом уроке? Почему она так называется? Чья песня прогнала Зиму?
2. Выборочный
— Расскажите, как жаворонок спел первую весеннюю песню.
3. Итог.
III. Подготовительная работа к восприятию нового произведения.
— Какое у нас сейчас время года? Назовите характерные признаки весны.
2. Обобщение.
3. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение «Жаворонок» и узнаем, как описывает это время года В. Жуковский.
4. Краткая справка о писателе.
— Василий Андреевич Жуковский — известный русский поэт-лирик, поэт-сказочник. Он родился в 1783 году, 228 лет тому назад. Это человек, который всей душой любил русские сказки и Предания. В возрасте 14 лет поступил в московский благородный университетский пансион и обучался там 4 года.
Там же и написал свои первые стихи.
Жуковского, также как и вас, весна не могла оставить равнодушным. Уже 157 лет с удовольствием читают Дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок», написанное Жуковским в 1851 году, за год до своей смерти.
— Жаворонок — это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели.
IV. Первичное чтение стихотворения.
— Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины природы вы представили, когда слушали стихотворение?
V. Вторичное чтение.
— Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните незнакомые слова.
ЛАЗУРЬ — светло — синий цвет неба.
ЗАРДЕТЬ — начать рдеть, стать рдяным, ярко — красным, вспыхнуть ярко — красным цветом.
VI. Чтение вслух. Анализ содержания. Выборочное чтение.
1 четверостишье: что говорится о лесе? Как вы понимаете значение слова «зардел»?
— Кто принес весть о приходе весны?
— Где жаворонок запел свою песнь?
— Объясните, что такое «лазурь».
2 четверостишье: докажите строчками из текста, что поэт описывает весну.
— Какое чувство вызвал у него приход весны? Подтвердите строчками из текста.
— Что поэт увидел и услышал, находясь в поле, в лесу весной?
— Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению? Какие краски бы взяли?
VII. Подготовка к выразительному чтению стих-ния.
— Прочитаем стихотворение по строчкам и сделаем зарисовки к каждой строчке и подумаем, как надо прочитать. Анализ каждой строки по плану:
А) Что увидели. Краски.
Б) Звуки, запахи.
В) Чувство.
Г) Как читать — темп, громкость.
На солнце темный лес зардел — тихо, спокойно, прохладно, розовый, темный; медленный темп, умеренная громкость.
В долине пар белеет тонкий — тихо, спокойно, холодно, темный, белый.
И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий — голос жаворонка, желтый, голубой, тепло, нежность, радость.
Он голосисто с вышины поет, на солнышке сверкая — радость, счастье.
Весна пришла к нам молодая! Я здесь пою приход весны! — опять радость, ликование.
VIII. Выразительное чтение.
IX. Обобщающая работа.
Работа по репродукции с картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
— Рассмотрите картину. Выскажите свое мнение о том, что на ней изображено.
— Как вы думаете, почему она так называется?
— Какая пора весны на ней изображена?
— Опишите словами небо, деревья.
— Сравните содержание картины со стихотворением. Что между ними общего?
— Какие чувства они у вас вызывают?
— Подготовьте рассказ по картине, употребляя слова и выражения из прочитанных текстов о весне.
2. Рассказ учащихся.
3. Обобщение.
X. Итог урока.
1. — Как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились? Кто его написал?
— Понравилось ли вам это стихотворение? Что вам особенно понравилось, запомнилось?
2. Прослушивание романса М. Глинки «Жаворонок».
— Какие звуки весны вы услышали?
— Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Почему?
XI. Дом. задание.
Стр. 158 выучить стихотворение наизусть.