Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского

Октябрьская революция стала знаковым событием в истории России 20 века. Она кардинально изменила не только строй, режим в стране, но и жизнь миллионов людей. Эти перемены, безусловно, отразились в искусстве того времени, в частности, в литературе. В творчестве трех крупнейших поэтов начала 20 века — Блока, Есенина и Маяковского — тема революции после 1917 года стала одной из основных. Эти поэты по-разному относились к переменам, произошедшим со страной, по-разному освещали их, художественно воплощали в своих произведениях.

Самое прямолинейное

— положительное — отношение к революции было у В. Маяковского. Он полностью принял все события, произошедшие с его страной, встал на сторону большевиков. Больше того, всего себя, все свое творчество Маяковский поставил на служение делу социалистической революции: Граждане, за ружья! К оружию, граждане…

Большое место в этом деле Маяковский отводил именно поэту, которого сравнивал с солнцем. Поэт — это во многом вершитель судеб, он помогает людям усвоить «правильные» истины: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!

Именно поэтому

Маяковский долгое время работал в «Окнах РОСТА», создавал агитплакаты и агитлубки, выполняя сложную, возможно, лишенную творчества, но нужную, по его мнению, работу: Рабочий! Глупость беспартийную выкинь! Если хочешь жить с другими вразброд — всех по очереди словит Деникин, всех сожрет генеральский рот. Отношение Блока и Есенина к революции 1917 года не было таким однозначным. Известно, что Блок восторженно принял революцию как обновление, как изменение, как шаг к чему-то новому, лучшему.

Но, в то же время, он прекрасно понимал, что этот сложный процесс не может происходить совершенно гладко, без потерь, крови и страданий. В своей поэме «Двенадцать» Блок отразил собственное понимание и отношение к революции: Так идут державным шагом — Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос. Символика поэмы отчасти позволяет нам проникнуть в смысл данного произведения. По улицам города идет красногвардейский патруль — двенадцать. Он состоит из малообразованных людей «из народа» — новых «хозяев» жизни.

Автор объективно оценивает их — «на спину б надо бубновый туз». «Голодный пес» в поэме — это прошлое, которое осталось позади и его уже не вернешь. А впереди — идет «с кровавым флагом», но сам Иисус Христос. О символике этого образа в данном произведении ведутся долгие споры. Мне кажется, что все же этот образ несет в себе позитивный смысл — преображения, надежды поэта на светлое будущее.

В отличие от Маяковского и Блока, С. Есенин труднее всех принимал свершившиеся события. Он видел в революции, прежде всего, утрату своей родины, былой Руси, на смену которой пришла совсем другая страна, где поэту уже нет места. Поэт делает вывод: Приемлю все. Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам. Есенин так до конца и не принял революцию, а тем более, не был согласен воспевать ее в своем творчестве. Он смирился с тем, что все поменялось в его любимой стране, в его жизни, но предать себя и поставить свою лиру на службу того, что он не принимает, этот поэт не мог: Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев. Таким образом, Маяковский, Блок и Есенин по-разному относились к революции 1917 года. Свое отношение они передали в стихотворениях, ставших во многом свидетельствами того сложного времени. Если В. Маяковский отражал позицию пролетариата — «выигравшего класса», то Блок — позицию интеллигенции, которая всеми силами пыталась понять, осмыслить, принять свершившиеся события.

С. Есенин же так и не сумел влиться в новую жизнь, принять ее идеалы, устремления. Он чувствовал себя «лишним на этом празднике жизни», как, впрочем, и еще миллионы его соотечественников.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского