Первая любовь в изображении И. С. Тургенева
Но смерти для твоих созданий нет, Толпа твоих видений, о поэт, Бессмертием навеки озарилась.
Урок проводится после изучения поэзии Ф. И. Тютчева и начинается с фронтальной беседы по стихотворениям «Все томлюсь тоской желаний…» и «Она сидела на полу…».
— Каковы основные темы поэзии Ф. И. Тютчева?
— Что сближает эти стихотворения? В чем их отличия?
После такого лирического вступления — Слово учителя.
— Сегодня мы продолжим изучение темы любви и посмотрим, как ее решает И. С. Тургенев, с чьим творчеством
И там, вдали, где роща так туманна. Где луч едва трепещет над тропой, Елена, Маша, Лиза, Марианна, И Ася, и несчастная Сусанна Собралися воздушною толпой. Знакомые причудливые тени, Создания любви и красоты, И девственной, и женственной мечты — Их вызвал к жизни чистый, нежный гений, Он дал им форму, краски и черты…
У Ивана Сергеевича Тургенева все — о движении
Пою всегда тебя, моя любовь, Тобою вдохновляюсь, как и прежде, И славен я лишь тем, что вновь и вновь Для старых слов шью новые одежды.
Да и не может она звучать по-другому, потому что вечна, как и сама жизнь.
Три повести о любви И. С. Тургенева — «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», написанные в разное время, держатся особняком, кружатся в одном хороводе. Они о первой любви. С одной из них — «Асей» — мы уже знакомились, а вот сейчас — «Первая любовь».
Далее идет Индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика об истории создания повести, после этого — Беседа С учащимися по вопросам и заданиям.
— Попробуйте вкратце передать сюжет повести, не стремясь воспроизводить детали и частные события.
— Что отражено в названии повести: тема или идея?
— Какова, по вашему мнению, идея повести?
— Что такое композиция? Назовите элементы композиции.
— Где экспозиция повести?
— Завязка?
— Кульминация?
— Эпилог?
— Что связывает воедино все элементы композиции?
После этого — работа в группах. Каждая группа получает карточку с тремя вопросами и заданиями.
1. Проанализируйте душевное состояние героя. Докажите, что в его жизнь «ворвалась» любовь.
2. Функции пейзажа в повести .
3. Зинаида. Кто она: живой человек или бездушная красавица?
После обсуждения в группах начинаются выступления учащихся.
Дополнительные вопросы для первой темы.
— В каком возрасте Владимира впервые посетило чувство любви?
— Исследуя душевное состояние героя, докажите, что это первая любовь.
— Почему, придя на следующий день после вечеринки к Засекиным, Вольдемар нашел, что Зинаида внешне изменилась? Как это его характеризует?
— А как этот поступок характеризует отца?
— Что такое «любовь» по мнению Вольдемара?
— Что еще служит средством раскрытия душевного состояния героя?
После обсуждения Второго вопроса Приходим к выводу, что природа:
1) отражает душевное состояние героя ;
2) выступает в роли фона, на котором развертывается действие или в роли экспозиции, подготавливая читателей к дальнейшему ходу событий;
3) контрастна душевному состоянию героя .
— Что собой представляют пейзажные зарисовки?
— Работая над ночным пейзажем, Тургенев трижды вписывал и затем зачеркивал эпитет «зловещий». Как можно это объяснить?
Итог обсуждения формулирует учитель.
В русской литературе пейзаж — одно из важнейших слагаемых национального образа мира. У И. С. Тургенева пейзаж слит с ландшафтом средней полосы России. Природа в произведениях И. С. Тургенева одухотворена, живет, изменяется, гармонируя или контрастируя с переживаниями героев.
Лиризм придает пейзажам эмоциональность и задушевность, превращая их во вполне законченные поэтические описания. Изображая природу, И. С. Тургенев во многом опирался на опыт поэзии А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, подмечавших, по его словам, «многие оттенки, многие почти неуловимые частности».
Далее следует Чтение вслух 57-го сонета Шекспира.
Я твой слуга, и вся моя мечта — Лишь в том, чтоб угадать твои желанья. Душа тобой одною занята, Стремясь твои исполнить приказанья.
— Кому и кто в повести мог бы посвятить эти строки?
Работа По третьей теме карточки может быть дополнена следующими вопросами.
— Как автор рисует характер героини в главе 9?
— Как объяснить, что автор испробовал целых пять определений, прежде чем остановился на окончательном цвете ее глаз: «прекрасные глаза», «глубокие темно-синие глаза», «ласковые чудесные глаза», «светлые живые глаза» и, наконец, «светлые глаза»? Как вы объясните этот выбор?
— Исследователи отмечают, что в первоначальном варианте образ героини лишен был каких бы то ни было недостатков. Но автор сделал добавления, которые дают основание считать ее кокеткой . Как вам кажется, зачем?
— Может ли Зинаида любить?
— Какую роль играет стихотворение А. С. Пушкина «На холмах Грузии», прочитанное Вольдемаром по приказу Зинаиды, в раскрытии ее душевного состояния?
— Исследователи отмечают, что в первоначальном варианте следующая за прочтением фраза героини начиналась со слов: «Я оттого люблю поэзию…», а в окончательном варианте она начата по-другому: «Вот чем поэзия хороша». Как вам кажется, зачем автор производит эту замену «личного» предложения на более обобщенное?
— Какие приемы использует автор для раскрытия душевных страданий героини?
; Недоговоренность ; Поступки и жесты ).
— Как Зинаида относится к Вольдемару?
— Что делает близкими образы Зинаиды и Вольдемара?
— Итак, что же приносит с собой любовь?
Готовя учеников к сравнительной характеристике героев, составляем Опорный конспект.
Две повести И. С. Тургенева о любви
Общее
— Общая тема: утраченное счастье, которое было так близко и так возможно.
— Горькое и бесплодное раскаяние героя.
— Главный герой не устроитель, а разрушитель своей судьбы .
— В основе сюжета — биографические факты.
— Изменчивы внешность и характер.
— Чистое, честное сердце; не в силах противиться порывам своего сердца.
— Любовь — трагедия.
Различия
«Ася»
— Дочь дворянина и крепостной.
— Первая любовь.
— Искренна, открыта.
— Обостренное чувство собственного достоинства.
«Первая любовь»
— Дворянка.
— Влюблялась не раз, но полюбила впервые.
— Кокетка .
— Психологическая неустойчивость как следствие условий жизни.
В заключение урока — Слово учителя.
Сила искусства — прямая помощница и пособница силы любви, потому что искусство неизменно стремится заглянуть «куда-то, куда не следует заглядывать человеку». Эти силы соединяются в повестях И. С. Тургенева, посвященных первой и чаще всего неразделенной любви.
Дворянских гнезд заветные аллеи. Забытый сад. Полузаросший пруд. Как хорошо!
Как все знакомо тут! Сирень, и резеда, и ипомеи, И георгины гордые цветут. Затмилась ночь. Чуть слышен листьев ропот. За рощей чуть горит луны эмаль.
И в сердце молодом встает печаль, И слышен чей-то странный, грустный шепот, Кому-то в этот час чего-то жаль…