Сочинение на тему Что привлекло меня в поэзии серебряного века?

Что привлекло меня в поэзии серебряного века? «Стихи о Прекрасной Даме» — ранняя Утренняя заря — те сны и туманы, С которыми борется душа, чтобы получить Право на жизнь Одиночество, мгла, тишина — закрытая книга Бытия… там все… пленяет недоступностью… Александр Блок Раннее творчество Александра Блока. Первый его сборник — «Стихи о Прекрасной Даме». В нем отразились мыс­ли, настроение и мироощущение двадцатидвухлетнего юно­ши.

Достаточно взглянуть на фотоснимок, сделанный в 1904 году. Какая вселенская грусть в

глазах! «Трагичес­ким тенором эпохи» назвала Александра Блока Анна Ахматова. В первом сборнике А. Блока собраны стихотворения содержащие в себе часто противоположные взгляды на мир.

Большое влияние на поэта и его творчество оказал Вла­димир Соловьев. Идея двоемирия, женского начала не по­кидала Блока.

В ранних лирических произведениях отразилось стремление поэта постичь мир. Миром правит женское начало оно вечное, нетленное. По Блоку, человек в состоянии любви прорывается к высшим сферам бытия.

Любовь поэта — постоянное ожидание. В первом сборнике — преклонение и служение рока веч ной Прекрасной

Даме и ожидание любви. Но со временем приходит осознание невозможности встречи с владеющей вселенной гармонизацией мира.

Между поэтом и Дамой про­исходит разрыв, который поэт очень тяжело переживает. На смену светлой мечте приходят безысходность, непонят­ность. Появляются такие символы, как метель, вихрь, вью­га.

Мерцающий свет фонаря символизирует здешний мир, белые страны, зори, лазурь — места иные, уходящие из ранней лирики А. Блока. Появляются кровавые, красные, 266 Русская литература XX века Багровые тона.

Город предстает перед глазами читателя в мистическом облике. Рыцарские доспехи героя сменяются на костюм арлекина. Вместо преклоняющегося инока — хохочущий шут, фантастическое, призрачное видение: «По городу бегал черный человечек…» У Блока обычная, повсед­невная жизнь переплетается с мистической, нереальной.

Но, несмотря на противоречивость мыслей, основные мотивы, взгляды ранних стихотворений А. Блока сохрани­лись на протяжении всего творчества поэта. Цикл стихо­творений о Прекрасной Даме — это попытка слияния ин­дивидуальной души поэта с мировой душой. Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» имеет три разде­ла, внутренне связанных между собою; через них как бы осуществляется драматическое движение творческой мыс­ли поэта: это разделы-главы — «Неподвижность», «Пере­крестки», «Ущерб». В первом разделе, «Неподвижность», собраны стихи, не­посредственно обращенные к Прекрасной Даме.

Название раздала сходно со стихотворением В. Соловьева «Бедный друг! Истомил тебя путь…»: Смерть и Время царят на земле, — Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви. И само понятие «неподвижность» Блок вкладывает глу­бокий философский смысл, и оно в его поэтическом ино­сказании имеет много оттенков.

Самый несомненный из них выряжает идею постоянства, верности, рыцарского служения, вырг! жающие самое главное, «сокровенное и несказанное». О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. «Неподвижность» — поэтический пролог ко всему твор­честву Блока.

Именно здесь рассказана история жертвен­ной любви Рыцаря к Прекрасной Даме, и вместе с тем это быль, действительная, земная история любви А. Блока к Л. Д. Менделеевой. В «Неподвижности» зарождается свя­тая для Блока тема: поэт и его идеал Прекрасного , которому он был верен всю жизнь. История любви Рыцаря и Прекрасной Дамы от начала и до конца драматична. В основе сюжетного движения пер­вой книги — изначальный и все время нарастающий дра­матизм, кроющийся в самой природе героев, и прежде все­го в характере Прекрасной Дамы. Ее облик изменчив, она непостижима.

Мотив этот обозначился сразу же, во втором стихотворении сборника «Предчувствую Тебя…»: … Но страшно мне: изменишь облик Ты. Это пророческое стихотворение — камертон ко всей ли­рике.

В нем «напророчен» не только будущий «ущерб» Пре­красной Дамы — … дерзкое возбудишь подозренъе, Сменив в конце привычные черты, — Но и будущий неизбежный путь лирического героя: О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты! Стихотворение завершается двустишьем, в котором вы­ражена трагическая противоречивость блоковского героя: Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Стихотворение «Я их хранил в приделе Иоанна…» было написано на следующий день после того, как Л. Д. Менде­леева согласилась стать женой Блока. «… Свершилось то, чего никогда еще не было, чего я ждал четыре года…

» — писал Блок в дневнике. И вот зажглись лучом вечерним своды. Она дала мне Царственный Ответ.

Во втором разделе сборника, который Блок назвал «Пере­крестки», резко меняются тональность, ритм, появляется бло-ковский Петербург, его Город. В «Неподвижности» обращает на себя внимание необычайное слияние поэта с миром приро­ды. Это слияние сходно с мировосприятием И. Бунина.

В «Перекрестках» отразился резкий поворот в лирике Блока. Раздел «Перекрестки» открывается многозначительным и откровенно-дерзким стихотворением «Обман», далеким от лучезарности первой части сборника. Вместо розовых зорь фабричная гарь, в глаза бросается красный цвет: крас­ный карлик, красный колпак, красное солнце: «По ули­цам ставят красные рогатки.

Шлепают солдатики…» Следующие стихотворения в нарастающей степени раз­вивают тему обмана, тему города, в котором сосредоточены порок и гибель. Еще более усиливаются красные тона: кро­вавое солнце, красные пределы города, красный дворник, пьяно-алая вода. В стихотворении «Город в красные преде­лы…», посвящено лучшему другу Евгению Иванову, кото­рый также испытывал мучительную любовь-ненависть к го­роду Петра, Блок до такой степени сгущает краски, что перед нами уже не город, а «серо-каменное тело» с «мерт­вым ликом», колокол с «окровавленным языком».

Стихотворения этого раздела «Все кричали у круглых столов…

«, «Свет в окошке шатался…», «Я вышел в ночь…» предвосхищают Блока — поэта «Страшного мира». Здесь появляются трагические темы балагана, арлекин, двойничества. Восхищенью не веря, С темнотою — один — У задумчивой двери Хохотал арлекин. Блок объясняет, что двойничество, то есть расщеплен­ность души человека, перекрестков, перепутий, происхо­дит от точного понимания трагической диалектики жизни эпохи рубежа веков. «Перекрестки», «Перепутья», «Рас­путья» — это еще и синонимы исторического рубежа — конца X

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сочинение на тему Что привлекло меня в поэзии серебряного века?