Конспект урока по географии “Материки Южного полушария. Л. А. Кассиль “Кондуит и Швамбрания” 7 класс

Тема : Обобщение “Материки Южного полушария. Л. А. Кассиль “Кондуит и Швамбрания”

Класс : 7

Тип : урок-открытие. Интеграция литературы и георафии

Время : 45 мин.

Место проведения: МБОУ “СОШ №33 имени П. А. Столыпина” ЭМР Саратовской области.

Преподаватели : Соленкова Н. Н., Проститенко В. В.

Оборудование:

А) для обучающихся: рабочая тетрадь, книга Л. А. Кассиля “Кондуит и Швамбрания”, атласы географические, учебник ;

Б) демонстрационное: физическая карта Швамбрании, физическая карта Южного полушария, аудиозапись

Сен-Сана “Звуки океана”, кроссворд “Три страны, которых нет на карте”, рисунки и кроссворды обучающихся, электронная презентация .

Цель : установление межпредметных связей география-литература.

Задачи:

Образовательные:

Закрепление знаний о материках Южного полушария на примере Швамбрании;

Знакомство с произведением Л. А. Кассиля “Кондуит и Швамбрания”;

Формирование умений обобщать и делать выводы, внимательно читать текст и озвучивать вопросы. Возникающие по ходу чтения;

Развивающие:

Развитие творческих способностей, их нравственно-эстетических потребностей

на основе взаимодействия различных школьных предметов;

Воспитательные:

Формирование интереса к родному краю, географии как науки в целом;

Воспитание на примере героев произведений активной гражданской позиции обучающихся.

Предварительная работа:

Экскурсия по старому Покровску;

Лекция в музее Л. А. Кассиля “Три страны, которых нет на карте”;

Составление кроссвордов по произведению Л. А. кассиля “Кондуит и Швамбрания”;

Выполнение иллюстраций по книге.

Эпиграф к уроку:

Наконец я нашел единственную страну на земле, где правит красота .

Именно здесь… мы, возможно, сможем научиться любить и защищать места, взрастившие нас .

Рекомендации к уроку :

Учащиеся заранее получают задание найти географическое описание Швамбрании в указанной книге. В итоге, согласно Л. А. Кассиля, для работы получают следующие данные

Затем учащиеся устанавливают, что Швамбрания имеет черты, присущие материкам Южного полушария;

Далее класс делится на группы , каждая из которых получает соответствующие задания ;

Устанавливается, что основой материка является древняя платформа, а Кудыкины горы, где извергались вулканы, могут быть образованы лишь альпийской складчатостью, а жители расположенной здесь Кальдонии поступили необдуманно, построив в горах свою столицу.

Плоскогорья Северные и Южные Канделябры могут являться выступами древней платформы ;

Далее, обобщая знания о материках Южного полушария, устанавливается, что пустыня Кор-и-Дор не может располагаться на восточном побережье материка, ибо это противоречит закономерностям расположения пустынь Намиб, Атакама, Большой пустыни Виктория;

На Дом учащиеся получают задание выполнить тематическую карту Швамбрании, пользуясь трафаретами.

Ход занятия:

Организация урока.

Постановка целей и задач.

Основная часть.

Учитель литературы : – 10 июля 2015 года нашему земляку, почетному гражданину города Энгельса, Льву Абрамовичу Кассилю исполнилось 110 лет со дня рождения.

Именно этой дате мы посвятим наше путешествие в страну Швамбранию, которую открыл для нас автор в книге “Кондуит и Швамбрания”.

Сегодняшнему уроку предшествовала пешеходная экскурсия по кассилевским местам в нашем городе, встреча с сотрудниками музея, из которой мы узнали много о жизни Льва Абрамовича; также вами были подготовлены кроссворды по прочитанной книге, а творческие группы создали к уроку общий кроссворд, чтобы мы смогли еще раз окунуться в полюбившееся произведение.

Мы совершим путешествие в страну, которую впервые открыл для девчонок и мальчишек Лев Кассиль.

– Какие еще страны были открыты для детей этим писателем? .

– Каждая страна имеет точку отсчета. Давайте представим, как была открыта Швамбрания .

– Колумб, путешествуя по свету, мечтал открыть новые земли. Для чего? А почему наши герои “открыли” свою страну? .

– Итак, страна открыта, получила свое название, и как любая другая страна должна иметь свою географию, климат, флору и фауну, население.

Учитель географии : – Напомните план характеристики материка

Строение земной коры, факторы рельефообразования, особенности рельефа и размещения полезных ископаемых.

Климат и внутренние воды.

Природные зоны и органический мир.

Население политическая карта.

Проблемы)

УГ: – В соответствии с планом и будем работать. Почему Швамбрания, несмотря на небольшие размеры – материк, а Гренландия – остров?

– Кто бы смог открыть Швамбранию раньше Льва Кассиля? .

– Покажите на карте материки Южного полушария в порядке их открытия

– В чем особенности ГП Швамбрании? Анализ физической карты). Каково происхождение швамбранских островов?

– Каково должно быть строение земной коры и как оно влияет на формирование рельефа территории Швамбрании? . /Повторное обращение к эпиграфу урока №1/

– Какие полезные ископаемые должны быть в недрах Швамбрании и как они будут распределены?

Какие факторы влияют на распределение осадков и температур? В каких климатических поясах должна лежать Швамбрания?

– Какие виды внутренних вод присутствуют на этом материке?

– В каких природных зонах должна лежать Швамбрания? О каких природных зонах упоминает Лев Абрамович в тексте?

– Какие животные-эндемики упоминаются автором? Как бы они выглядели?

– Каковы основные виды хозяйственной деятельности будут развитына этом материке? Почему? . Где и почему размещены крупнейшие города?

– Каковы особенности политической карты Швамбрании? Какие народы заселяют материк? Каков половой состав населения? .

УЛ: – Прозвучало слово “дискриминация”. Что оно обозначает? .

– В чем вы заметили ограничение прав гимназистов? .

– Если все же были нарушения, что происходило в гимназии? .

– Приведите примеры из книги, какие проступки в нем фиксировались? .

– Нужен ли кондуит в современной школе? Почему?

Как вы относитесь к тому факту, что дети давали клички преподавателям гимназии? Какие клички? Почему они были не у всех?

А каково ваше отношение к кличкам?

– Почему же перестала существовать Швамбрания? .

УГ: – А какие причины могли привести Швамбранию к гибели /возвращение к эпиграфу №1/.

Итоги.

УГ: – Почему для обобщения мы взяли именно Швамбранию? /возвращение к эпиграфу №2/.

Чтение авторского стихотворения

Рождение Швамбрании

В темной комнате, в аптечке,

Сидели провинившиеся дети.

Решили они:

“Как плохо жить на свете!”.

Задумались мальчишки,

Что жить хотели бы они в стране,

Где правили бы дети,

Где не было бы несправедливости на свете…

И вдруг идея посетила их,

В этот момент родилась игра.

Обетованная земля Швамбрания…

На зуб походила она,

Океанами окружена,

Горы на юге располагались.

Были озера, реки, моря.

Проходила война

,

Были заливы и острова,

На юге находилась заграница – Пилигвиния.

В общем, на всю жизнь игра.

И если у человека есть фантазия,

То у него есть и своя Швамбрания.

4. Рефлексия. Выставление отметок.

ДЗ:

– География: работа в контурной карте


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Isaac newton the great english scientist.
Сейчас вы читаете: Конспект урока по географии “Материки Южного полушария. Л. А. Кассиль “Кондуит и Швамбрания” 7 класс