Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Размер музыки»

Урок музыки — 5 классКонспект урока музыкив 5 классе по теме «Размер музыки» Автор: Дубровина Любовь Анатольевна, учитель музыки МБОУ СОШ №17 , городского округа — город Камышин Волгоградской области.

Описание материала: Урок предназначен для учащихся 5 класса по специальной программе восьмого вида.

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Проблема: Каким бывает размер в музыке?

Цель урока: Знакомство с размерами музыки.

Закрепление и обобщение знаний учащихся, связанных с математикой о нотах.

ЗАДАЧИ:

1.

Умение учащихся находитьсвязь музыки с математикой.

2. Коррекция логического мышления, координации движений, соотношение их с музыкальным сопровождением, активизация словаря учащихся.

3. Воспитание мотивации к учебной деятельности.

Ход урока

1. Орг. момент. Вхождение в урок.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Здравствуйте Любовь Анатольевна.

Учитель: Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных

птиц..

За что ты, Никита, любишь свои руки? Олеся, а ты любишь свои руки? Какие добрыеу вас руки!

На фоне музыки педагог читает стихотворение:

Учитель: Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

2.Актуализация опорныхзнаний учащихся по теме урока.

Учитель: Давайте вспомним, чем же мы занимались на прошлом уроке? С чем познакомились.

Знакомились с нотами, а сколько всего нот?

Работа с диском

Диск. Музыкальный класс. Ноты.

Дети по очереди называют, какая по счету та или иная нота. Учитель: Подумайте, ребята и скажите, с каким учебным предметом может дружить музыка? .

Учитель: Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит мы будем не только размышлять и считать, но и петь, слушать. Поэтому нам необходимо подготовиться. Давайте сядем удобно и споем попевкув разных жанрах.

Кто скажет, что такое жанр?

Учитель: Какие виды вы знаете?

Исполняется попевка»В нашем классе десять стульев»

Ребята как вы отличили вальс от польки

Совершенно верно.

Вы знаете, что все звуки можно записать в определенный ритмический рисунок.

Ритм — одно из ключевых средств музыкальной выразительности, задающий определенный жанр, характер. Сегодня, я предлагаю вамубедиться, что между музыкой и математикой существует связь.

3.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

Учитель: Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики.

И уже тогда, в древнем мире, ученые — философы считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось эту связь доказать.

Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики. А также познакомимся с новым понятием.

Воспользовавшись буквенной сеткой в таблице № 2, отгадайте, какое слово зашифровано в таблице №1.

На доску вывешиваются таблицы. Узнайте тему урока.

Размер в музыке.

Учитель: В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем ее явно не слышать, но ощущаем всегда. Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать.

Она пронизывает музыку и является ее основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца. Тикает равномерно и неуклонно.

Эта пульсация в музыке называется метром.

Можно сказать что метр — это сердце музыки. Аналогия очень точная. Ведь удары сердца мы тоже не слышим, но благодаря им живем.

Так и в музыке. Сам метр мы не слышим, но слышим как пульсирует музыка на нем основанная.

Каждый удар-шаг метра называется долей. Доли неодинаковы по своей силе. Есть сильные доли, а есть слабые.

Самая первая доля является сильной . Она является границей такта.

Основная музыкальная доля — это одна-четвертая .

В начале произведения всегда написан размер такта.

Мы с вами познакомимся с самыми основными размерами в музыке 2/4,3/4,4/4.

Работа с Диском Музыкальный класс. Размеры.

Музыкальная разминка.

Учитель: А теперь вспомним песню, которую мы начали учить на прошлом уроке и попробуем определить ее музыкальный размер. Правильно сели и…

Песня «Осень»

Поем все вместе. Отдельно девочки, Мальчики. По цепочке.

4.Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

Учитель: Есть разновидности метра: это двухдольный и трехдольный.

Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую . Этот метр ощущается как шаг, марш, он четкий и размеренный.

Трехдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых . Этот метр плавный, закругленный,

Покачивающий. Как лодка на волнах.

Вспомнить песни с цифрами и определить размер

Дважды два

Раз ступенька

К четырем прибавить два

Жили у бабуси

Музыкальный размер — это количество долей в такте.

Запишите, пожалуйста, это определение в тетрадь.

Проводится игра «Узнай размер». Аудио Диск

Обратная связь

5.Итог урока.

Учитель: Какие размеры в музыке? Существует ли связь музыки и математики?

Ответы учащихся.

Учитель: Правильно!

Музыкальный размер — это количество долей в такте.

Учитель: Запишите, пожалуйста, это определение в словарь.

Учитель: Итак, что нового вы узнали на уроке?

Ответы учащихся

Учитель: Что вам особенно понравилось?

Ответы учащихся

Учитель: О чем вы расскажете своим друзьям и родителям?

Ответы учащихся

6.Рефлексия.

Закончите фразу.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

У меня получилось…

Если вам было все понятно, прикрепите красную нотку, если было трудно другую.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Размер музыки»