Конспект урока информатики для 5 класса на тему «Хранение информации»
Панюшкина Н. В. Хранение информации
Предмет | Информатика и ИКТ |
Класс | 5 классы |
Тип урока | Комбинированный |
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая |
Тема | Хранение информации |
Цель | Создание условий для овладения обучающимися знаниями о хранении информации, носителе информации, файле, папке; |
Основные термины, понятия | Информация, действия с информацией, хранение информации, память человечества, память человека, оперативная и долговременная память, носитель информации, файл, папка |
Предметные результаты — иметь общие представления о хранении информации как Информационном процессе; — иметь представления о многообразии носителей Информации; — иметь представление о понятиях «носитель», «файл», «папка «, правилах именования фалов — уметь создавать | |
Метапредметные результаты — понимание единой сущности процесса хранения Информации человеком и технической системой; — основы ИКТ-компетентности; — умения работы с файлами; -умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве; | Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке; поиск информации в предложенных источниках; работать по плану, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного; Самоконтроль; взаимоконтроль Познавательные УУД: Поиск лишнего; находить ответы на вопросы в тексте; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения, осуществлять анализ учебного материала Ориентироваться в своей системе знаний ; Проводить классификацию, указывая на основание классификации; Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Личностные результаты — понимание значения хранения информации для жизни Человека и человечества; — интерес к изучению информатики; — определение правил работы в группах, подведение итогов урока. |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная | Учебник, компьютер, источники Интернет, проектор |
Дидактические задачи этапов урока
Дидактические задачи | |
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов . |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Метапредметные : Регулятивные: -осуществлять самоконтроль; Коммуникативные: — Слушать и понимать речь других | Приветствие детей, проверка готовности к уроку | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. | |
Актуализация опорных знаний | Предметные: — знать действия с информацией, отличие оперативной и долговременной памяти, основные понятия прошлых уроков Метапредметные : Познавательные: — выполнять анализ; сопоставление; Регулятивные: — осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль; Коммуникативные: — Слушать и понимать речь других; — Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | — Давайте вспомним, какую тему мы изучали на предыдущем уроке С какими основные понятиями мы познакомились? На экране проектора включена презентация со слайда №1. Задание Необходимо Установить соответствие между терминами и их описанием . Переход в презентации на слайд 2-3 — критерии оценивания и ответы — Давайте вспомним, какие действия человек постоянно совершает с информацией? Можно ли информацию потерять? Приведите примеры | Управление компьютером Программное обеспечение, прикладные программы, рабочий стол, значки, окно, меню, диалоговое окно Устанавливают соответствие Обучающиеся обмениваются работами и оценивают их, результат фиксируют в индивидуальных листах) Получение, передача, хранение и обработка Ответы учеников могут быть самыми разнообразными. Например, потерять ту или иную информацию может отдельный человек, потерявший свою записную книжку. Человечество потеряло информацию о многих рукотворных объектах, которые благодаря Этому считаются сейчас загадками (например, огромные каменные статуи на побережье Острова Пасхи в виде человеческой головы; загадки цивилизации майя и пр.). |
Целеполагание и мотивация | Личностные УУД: определять правила работы в группах Метапредметные Познавательные: — выполнять анализ; обобщение; проводить классификацию, указывая на основание классификации; Регулятивные: — осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль; — определять и формулировать цель деятельности на уроке; Коммуникативные: — Слушать и понимать речь других; | Что нужно делать для того, чтобы информация не терялась? Совместно с учащимися формулируется тема урока Чтобы сформулировать цель урока, дается задание в группе , п Роблемная ситуация Распределить понятия на группы и дать название каждой из получившихся групп , имена файлов) Энциклопедия, клавиатура, рецепт. doc, расписание. txt, справочник, пергамент, принтер, мышь, сканер, школа. jpg, записная книжка, мышь, урок. avi Дается подсказка — Где на компьютере хранятся данные и программы? . Что такое файл? О чем говорит имя файла расписание. txt? Может ли файл иметь имя Привет!.doc? Что нового мы должны узнать? Совместно с учащимися формулируется цель урока | СохранятьХранение информацииОбсуждение и работа в группах Дают название группе устройств ввода и вывода информации, пока не могут назвать группу Носители информации, файлы Если у обучающихся правильное распределение на группы и даны названия устройствам ввода и вывода, то в индивидуальном листе они за данное задание ставят себе 5, если есть 2-3 ошибки — 4 , 4-5 ошибок — 3 , больше 5 ошибок — 2 В файлах Ответы детей ? ? Цель нашего урока: Узнать, как называется объект для хранения информации? Что такое файл, что означает имя файла, правила именования файлов |
Открытие нового знанияОткрытие нового знания | Регулятивные УУД: Поиск информации в предложенных источниках; работать по плану, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные УУД: Находить ответы на вопросы в тексте; представлять информацию в виде опорного конспекта | Предложить детям самим дать ответы на вопросы: — Какими свойствами обладает память человека? — Чем отличается память человека от памяти человечества? — Чем отличается оперативная память от внешней? — Приведите примеры внешней памяти? Подвожу к определению носителя информации . — Попробуйте дать определение носителя информации — Программы и данные хранятся на диске в виде файлов. Содержимым файла может быть ведомость, произвольный текст, программа, таблица, рисунок и т. д. Вас зовут Маша, Саша, Даша . У вас есть фамилия, которая к вам переходит от родителей. А какие имена можно давать файлам? Из чего состоит имя файла? Какие существуют типы файлов? Сейчас вам предстоит это выяснить. Для работы нам понадобится ручка, задание на листах и компьютер. Информацию мы будем Искать в сети Интернет, а также Проводить собственное исследование . На жестком или гибком дисках может находиться множество файлов. Чтобы избежать путаницы, каждый файл получает имя и размещается в определенной папке. | Дают ответы на вопросыРаботают с опорными конспектами, заполняют пропуски, результат показывают учителю, ставят отметки в индивидуальный лист |
Расширение |
Com, exe |
Txt, doc |
Bmp, jpg |
Wav, mp3 |
Avi, mpeg |
4. Закройте окно браузера.
5. Проведите эксперимент и заполните таблицу, показывающую, какие символы
Нельзя использовать в имени файла. Для этого :
Создайте в личной папке Файл : щелчок правой кнопкой мыши/создать
/текстовый документ.
Попробуйте переименовывать файл, используя в имени файла символы,
Предложенные в таблице.
Поставьте напротив символа
— ,если его нельзя использовать в имени файла
+ — если можно.
; | ? | — | | | , |
% | + |
: | ( | / | > | Пробел |
Обведите в кружок символы, которые нельзя использовать в имени файла.
Первичная проверка понимания
Предметные
— иметь общие представления о хранении информации как
Информационном процессе;
— иметь представления о многообразии носителей
Информации;
— иметь представление о понятиях «носитель», «файл», «папка «, правилах именования фалов
Регулятивные УУД:
— самоконтроль; взаимоконтроль
— отличать верно выполненное задание от неверного ;
Познавательные УУД:
Проводить классификацию, указывая на основание классификации;
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;
Задание в паре: распределите файлы по группам и дайте имена каждой группе — папке. Объясните, по какому признаку объединяли в группы.
Огурец. bmp
Береза. doc
Сосна. doc
Помидор. txt
Нарцисс. bmp
Тополь. txt
Яблоко. txt
Ель. txt
Тюльпан. txt
Киви. jpg
Апельсин. bmp
Клен. bmp
Баклажан. txt
Лимон. bmp
Ромашка. jpg
Самопроверка . Показываю 2 способа классификации.
Ребята встают рядом с партой, поднимают правую руку, если называю устройство ввода, левую — устройство вывода, обе — носитель информации, приседают, если элементы рабочего стола. Можно использовать следующие элементы:
Клавиатура;
Значок;
Принтер;
Бумага;
Часы;
Монитор;
Плоттер;
Панель задач;
Flash-карта;
Справочник;
Лазерный диск;
Фронтальная работа
На слайде в презентации представлены файлы, имена некоторых содержат ошибки. Найдите ошибки.
Физкульминутка
Ответы обучающихся
Компьютерный практикум
Предметные
— уметь создавать и сохранять файлы в личной папке
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний ;
Выполнение практической работы
Создаем и сохраняем файлы .
Выполните задание. По завершению покажите учителю и сохраните файл в своей папке.
Учитель оценивает работы детей.
Самостоятельно выполняют практическую работу на компьютере.
По завершению показывают учителю и ставят отметку в индивидуальный лист.
Рефлексия учебной деятельности
Личностные УУД: подведение итогов урока
.
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
— Что вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что для этого было нужно?
Предлагаю поставить детям среднюю оценку за урок в индивидуальных оценочных листах и выполнить рефлексию. Собираю. В конце урока ставлю оценки за урок.
Ставят себе общую оценку за урок, выполняют рефлексию
Задание
Отметка
Индивидуальная работа
Установить соответствие…
Работа в группе
Распределение понятий на группы
Исследовательская работа
Составление опорного конспекта
Работа в паре
Распределение файлов по папкам
Компьютерный практикум
Создаем и сохраняем файлы
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК
Понравилось на уроке?
&;;#61514; &;;#61515; &;;#61516;
Если на уроке было трудное задание, то напиши, какое?