Изображение исторических судеб первого поколения советских людей
Мое поколение стало свидетелем, очевидцем наступления после многих десятилетий эпохи гласности и проявления демократизма. Я думаю, что моему поколению придется быть не только очевидцем, но необходимо стать участником всех сложнейших процессов, направленных на переустройство многих сторон нашей такой суровой действительности.
В этом нам помогут произведения, возвратившиеся к нам через несколько десятилетий, произведения честные, талантливые, осветившие светом правды многие страницы нашей истории, без осмысления которой нам никогда
К нам вернулись книги А. Бека, М. Булгакова, С. Антонова, А. Платонова, Б. Можаева, В. Дудинцева, О. Воинова, А. Ахматовой — истинных литераторов, не искавших идей, а дышащих этими идеями, как воздухом, переживших их вместе с обществом, ибо они осознавали себя причастными к судьбе народа. Многие из них знавали черные дни в своей жизни, дни бедствий и напастей, гнет глухой клеветы.
Репрессии 1937-1938 гг. жестоко отозвались в их судьбах, но стоический оптимизм и вера в высокую миссию писателя, поэта не покидали
Повсеместный интерес вызвал Роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». Этот интерес объясняется благородным стремлением писателя вскрыть психологию Сталина в качестве государственного деятеля. Деятеля, у которого, по А. Н. Рыбакову, неразделимо слились представления о благе народном и благе собственном, причем под собственным благом подразумевалась безграничная власть, устраняющая без всякой пощады со своего пути всех не согласных с ним, «избранным самою судьбой».
Для достижения высокой цели хороши любые средства — этот постулат итальянского политика эпохи Возрождения Макиавелли применительно к «Детям Арбата» полностью объясняет пути и способы возвышения и утверждения Сталина.
«Дети Арбата» — это и эпическое повествование об исторических судьбах первого поколения советских людей, чья молодость и возмужание пришлись на 30-40-е гг. Произведение, где впрямую столкнулись реальные исторические деятели и вымышленные герои , где рядом с жизнью и работой крупных государственных деятелей идет, пересекаясь с ней, жизнь рядовых людей эпохи, прежде всего — детей Арбата, старинной московской улицы, становящейся как раз в те годы волею Сталина режимной.
Здесь проходит путь от Кремля на ближнюю дачу Сталина.
Автор ставит перед собой задачу, к решению которой приглашает и читателя: разобраться в истоках и следствиях трагедии 30-х гг. Он рассказывает о распадении связей между поколениями и внутри поколений , но и утверждает эстафету поколений.
Истинная революция, по словам Будягина, видимо, наиболее близкого автору героя романа из поколения отцов молодежи 30-х гг., «велика не тем, что разрушает, а тем, кого создает». Эта генеральная мысль романа воплощена в судьбе Саши Панкратова, который всем своим поведением противостоит насаждаемой Сталиным, а вслед за ним большими и малыми исполнителями его воли системы страха и расчета, подавления самостоятельности не только в делах, но и в помыслах,
В романе есть такой эпизод, когда Сталин говорит Кирову: «Честность, искренность, любовь — это не политические категории. В политике есть только одно: политический расчет». Но именно отвергаемые Сталиным категории определяют самое существо Сашиной натуры и помогают ему одержать моральную победу: в тюрьме и на каторге вызревает характер Саши, он мужает, становится бесстрашным, рушится слепая безоговорочная вера в мудрость политики вождя. «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться собой…» . Панкратов находит свою дорогу, узнает и понимает свое место в жизни — становится самим собой.
А «в этом все для человека».
Роман «Дети Арбата» оказался первопроходцем в освоении необычайно сложной и трудной области исторических знаний. Он передает нам не только эстафету памяти, эстафету поколений, но и эстафету поисков истины. Наступает время для тех, кто пойдет вслед.
И нужно отдать должное гражданскому мужеству А. Н. Рыбакова, решившего рассказать «о времени и о себе».
И этот суровый роман, и целый рад других правдивых книг, посвященных художественному освоению сложных и драматических сторон нашего недавнего прошлого, позволяет в очень широком историческом плане понять, почему приняли предложенную им диктаторскую форму миллионы и миллионы людей, преданных идеям революции: да они и не знали, не представляли себе, что могут быть иные формы правления, иные принципы взаимоотношений между властью и народом.