«Арифметика» Родиона Раскольникова
Герой романа наделен трагическим мировосприятием. Для него характерны раздвоенность сознания, несогласие, раскол с самим собой , внутреннее противоборство, столкновение в душе добра и зла, любви и ненависти. Это гордый, мыслящий, несомненно талантливый человек.
Он глубоко переживает несправедливость, боль и страдания других людей — но сам же оказывается преступником.
Преступление Раскольникова есть следствие его идеи, теории, но сама эта идея возникла в его смятенном сознании под влиянием внешних жизненных обстоятельств. Ему во
Раскольников становится свидетелем потрясающей по искренности, безысходности и отчаянию исповеди Мармеладова, его рассказа о трагической судьбе безответной Сони, ради спасения близких вынужденной пойти на улицу продавать себя, о мучениях маленьких детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей, вечно раздраженной матерью — Катериной Ивановной. Из письма своей матери Раскольников узнает о том, как в доме Свидригайлова была опозорена его сестра,
Под силу ли? В пользу ли? Разумно ли?»
Обращение к разуму в данном случае особенно многозначительно. Именно разум приводит Раскольникова к его чудовищной теории и — как следствие — к преступлению.
Следователь Порфирий Петрович говорит Раскольникову: «…вы выше ум человеческий цените, по примеру всей молодежи. Игривая острота ума и отвлеченные доводы рассудка вас соблазняют-с…» Порфирий Петрович очень умен. Он нашел то основное звено в мыслях и поведении Раскольникова, которое и предопределило его преступление, — отвлеченные доводы рассудка, логические построения.
В случайно подслушанном разговоре Раскольникова поразили слова: «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!» Но еще до этого эпизода Раскольников, мысленно готовясь к убийству, убеждает себя, что во всех его расчетах все «ясно как день, справедливо, как арифметика». Арифметика становится символом сухого расчета, построенного на доводах чистого разума, логики. Достоевский убежден, что арифметический подход к явлениям жизни может привести к самым трагическим последствиям, например к топору.
Это ведь не случайный образ в романе. Почему именно так Раскольников осуществляет свое ужасное преступление? Топор стал своего рода символом насильственного преобразования действительности.
Если вы помните, послал же кто-то письмо в герценовский «Колокол» с призывом: «К топору зовите Русь!» Раскольников и берет в руки топор…
Впрочем, мысли и поступки Раскольникова к одной арифметике, логике свести никак нельзя. Напротив, нередко он поступает подчеркнуто алогично, даже вопреки собственному благополучию и безопасности. Математического расчета в его действиях часто нет никакого.
Раскольников то и дело сознательно ставит себя на край пропасти, находя в этом какое-то болезненное удовольствие: «Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами даже с каким-то наслаждением».
Напомним одну из самых знаменитых сцен романа, когда уже после преступления Раскольников снова поднялся на четвертый этаж к квартире, где жила убитая им старуха, «взялся за колокольчик и дернул… Он вздрагивал с каждым ударом, и ему все приятнее и приятнее становилось». Вы скажете, что есть в этом что-то ненормальное, — и будете правы.
Но это Достоевский и это герой Достоевского, которому надо себя казнить, но который и в этой самоказни находит какое-то непонятное наслаждение. Не поразило ли вас странное до крайности поведение Раскольникова в трактире, когда он случайно встретился там с полицейским чиновником Заметовым?
«А что, если это я старуху и Лизавету убил? — проговорил он вдруг и — опомнился».
Очень сложно, очень противоречиво развивается мысль Раскольникова. Следить за нею, искать в ней какую-то логику тяжело — тем более, что и мыслит и действует он в высшей степени непредсказуемо . Но вот что показательно: первое движение его сердца бывает великодушно и гуманно, но стоит ему начать теоретизировать, как тут же его доброта и самоотверженность исчезают. В начале романа рассказывается, как Раскольников делал все возможное, чтобы спасти опозоренную девочку, которую он случайно встретил на бульваре. И что же? Через мгновение он уже кричит городовому: «Оставьте!
Чего вам! Бросьте! Пусть его позабавится . Вам-то что?»
Получив письмо от матери и узнав о предполагаемой свадьбе сестры, Раскольников решает: «Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!» Но при свидании с Дуней настроение его неожиданно меняется. «Странно, — проговорил он медленно, как бы вдруг пораженный новой мыслью, — да из чего я так хлопочу? Из чего весь крик? Да выходи за кого хочешь!»
Невозможно свести смысл сложнейшего философского романа Достоевского к проповеди лишь одной какой-то определенной идеи.