Литературное произведение в контексте православной культурной традиции
Из опыта преподавания авторского элективного курса
Пока политики от школы и Церкви спорят о том, должно ли школе заниматься духовным просвещением и образованием, русская литература, хотя и теснимая со всех сторон, в школе живет, просвещает и образовывает современного ученика. Вне православной традиции отечественная литература не существует и не мыслится. И речь идет, конечно, не только о темах и сюжетах, заимствованных из Священного Писания, а в первую очередь о мировосприятии и мировоззрении художников слова. В этом отношении православие
И не учитывать этого в восприятии и изучении художественных текстов было бы по крайней мере недальновидно. Это и определило цель и задачи нашего элективного курса.
Опыт прочтения русской классики и современной литературы в контексте православия представлен в труде М. М. Дунаева «Православие и русская литература: В 6 частях» . Также мы опирались на практический опыт ведения
Курс рассчитан на два года. В 10-м классе программа его выстраивается, опираясь в основном на расширение и углубление основного курса. Соотношение художественного материала, изучаемого в основном и элективном курсах, помогает определить рубрика «Основной курс» в конце каждой темы. Например:
Человек против мирового зла
В. Гаршин, рассказ «Красный цветок». Мотивы безумия, одержимости и самопожертвования. Евангельские аллюзии в произведении. Герой В. Гаршина и тургеневский Базаров: найден ли путь совершенствования мира?
Мысль Д. Лихачева и М. Дунаева о том, что истинный уровень литературы определяют в значительной степени не великие ее творцы, но писатели «второго разряда», такие как Д. Григорович, В. Гаршин, Г. Успенский и другие.
Основной курс: И. Тургенев. » Отцы и дети».
Художественная идея эпилога романа Ф. Достоевского » Преступление и наказание»
Авторские варианты эпилога: спасение детей и признание Раскольникова; видение Христа. Эпилог — узел, стягивающий евангельские мотивы романа: искушение, воскрешение, сострадание. Библейская цитация в эпилоге как особенность стиля Достоевского. Бесовское в человеке .
Н. Бердяев, В. Ерофеев, С. Вейль об эпилоге; различные трактовки. Кто ближе Раскольникову: герой В. Гаршина «Красный цветок» или рассказа И. Бунина «Петлистые уши»? Возможность одоления зла только на уровне личной веры, но не социального переустройства жизни. «Без веры в воскрешенного Лазаря — все тщетно» .
Основной курс: Ф. Достоевский. «Преступление и наказание».
«Обновленное христианство» Л. Толстого
Фрагменты дневника писателя: о причащении, о «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей блаженство, но дающей блаженство на земле». Рассказ «Где любовь, там и Бог». Стремление сделать религию моралью.
Руссоистские взгляды Л. Толстого. Отрицание Божественной природы Спасителя.
М. Иванов о значениях слова «мир» в христианской терминологии: сотворенная Богом вселенная, благодатный покой в душе человека, отсутствие вражды между людьми, царство греха на земле, человеческая греховность. Использование этих значений в произведениях Л. Толстого.
Основной курс: Л. Толстой. «Война и мир».
В 11-м классе ведущий принцип — это диалогичность , поэтому сопоставительный анализ, поиски ответа на проблемный вопрос — в центре внимания каждой темы.
1. Духовное странничество А. Пушкина
Стихотворение «Странник» как духовная автобиография поэта. Духовное наполнение понятия: «Странничество есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию. Странничество есть недерзновенный нрав, неведомая премудрость, необъявляемое знание, утаиваемая жизнь, невидимое намерение, необнаруживаемый помысел, хотение уничтожения, желание тесноты, путь к Божественному вожделению, обилие любви, отречение от тщеславия, молчание глубины» .
«Долина дикая», суд, побег, книга, врата — сквозные мотивы творчества Пушкина, их евангельское значение. Проблема спасения как центральная в произведении. Идейная связь стихотворения с «маленькими трагедиями».
Основной курс: А. Пушкин. «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы».
2. «Не судите да не судимы будете». Системы духовных координат человека
Ф. Достоевский, рассказ «Мужик Марей», глава «Луковка» из романа «Братья Карамазовы».
Красота, свобода, грех, спасение в православном понимании. «Христос есть красота для человека» . Л. Толстой и Ф. Достоевский о красоте .
М. Бахтин: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского».
В. Ветловская: «Факты художественного повествования приобретают свойства фактов реальных: в художественном произведении они оказываются способными опровергать или утверждать мнение, с которым бывают сопряжены», то есть линией поведения героя Достоевский утверждает или опровергает его позицию, вызывая ее оценку; а значит, «голоса» не равноправны, как в полифонии.
Диалогична или полифонична природа произведений Достоевского ? Функциональное значение авторской позиции в произведениях Л. Толстого и Ф. Достоевского.
Основной курс: Ф. Достоевский. Глава «Бунт» из романа «Братья Карамазовы»; Л. Толстой. «Смерть Ивана Ильича».
3. Прогресс или вера? К вопросу о мировоззрении А. Чехова
Н. Лосский: «Чехов, бывший в детстве религиозным мальчиком, утратил религию и заменил ее наивной верой в прогресс».
С. Булгаков: «Соединение муки о Боге с мукою о человеке делает русскую литературу христианской, даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры. Оно и Чехова делает писателем религиозной серьезности».
А. Чехов. «Скрипка Ротшильда», «Студент», » Дом с мезонином». Вера как живая связь между людьми. Сопряжение Евангелия и современной жизни.
Чеховская «подробность» . «Не смену «хозяев жизни», а кризис гуманизма» изобразил Чехов в комедии «Вишневый сад» и последних рассказах.
Основной курс: А. Чехов. Рассказы, «Вишневый сад».
4. Проблема зла глазами М. Горького
Существующие в европейской мысли два ответа на вопрос о причинах и средствах преодоления мирового зла.
1. Христианский. Зло как следствие первородной поврежденности человека, разорвавшего связь с Творцом; зло одолевается через внутреннюю борьбу с грехом, через смирение, терпение, призывание помощи Божией.
2. Просветительский, или социально-политический. Зло как следствие внешних неблагоприятных обстоятельств, через рациональное изменение которых возможно устранение зла и построение социально справедливого общества.
М. Горький. «Старуха Изергиль» — легенда о Данко: библейская ситуация и антиправославная идея человекобожия. Избранные фрагменты из «Несвоевременных мыслей». Победы и поражения Горького, человека и писателя .
М. Бердяев: «Просветительский, свободомыслящий разум есть разум нездоровый, оторванный от целостной жизни, от духовного преемства, и поэтому для него закрыты горизонты бытия. Этот разум никогда не был в состоянии понять тайны истории, тайны религиозной жизни народов, и он исказил науку XIX и XX веков».
Основной курс: М. Горький. «Фома Гордеев», «На дне».
5. Чувственное и духовное в творчестве И. Бунина
Философско-эстетическая позиция писателя в стихотворениях «Настанет день — исчезну я…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» и лирической прозе «Роза Иерихона», «Часовня». Тема памяти, мотив блудного сына.
И. Ильин: «Художественный акт его состоит в чувственном восприятии и чувственном изображении воспринятого».
Рассказ «Чистый понедельник» в контексте древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских». Конфликт чувственного и духовного в героях Бунина.
Основной курс: А. Куприн. «Гранатовый браслет»; И. Бунин. » Господин из Сан-Франциско», «Безумный Художник», «Грамматика любви».
6. Евангельские мотивы на страницах поэзии первой половины XX века
Иоанн Кронштадтский: «Быть духом, иметь духовные потребности и стремления и не находить им удовлетворения — какое мучение для души».
К. Бальмонт. «О да, молитвенна душа…»; Н. Гумилев. «Христос»; О. Мандельштам. «Неумолимые слова…»; А. Ахматова. «Распятие» ; Б. Пастернак. «Гефсиманский сад».
Антропоцентрическое и православное представления о мире. Евангельский мотив, евангельская цитация, интерпретация евангельского сюжета; их художественные функции в произведении.
Основной курс: Поэзия Серебряного века.
7. Тема войны в православном контексте
Сопоставление главы 10 из романа М. Шолохова «Тихий Дон» и главы 4 из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Значение глав в общей концепции каждого из романов. Смысл обращения писателей к архетипическому образу дерева, мотиву молитвы. Вера и безверие в судьбах главных героев. Дифференциация авторского мировоззрения и нравственно-христианского поведения персонажа.
Заповедь «Не убий» и ситуация выбора для героя.
Основной курс: М. Шолохов. «Тихий Дон».
8. Интерпретация Евангелия или авторский апокриф?
Л. Андреев. «Иуда Искариот»; М. Булгаков. «Ершалаимские» главы романа «Мастер и Маргарита»; Ч. Айтматов. «Плаха».
Сопоставительный анализ образов литературных персонажей с текстом Евангелия от Матфея. Христианское, антропоцентрическое и пантеистическое мировоззрение. Кто из писателей ближе православному сознанию?
Дискуссия в связи с мнением М. Дунаева, утверждающего, что а) рассказ Л. Андреева — апология предательства, б) в булгаковском романе перед нами не Богочеловек, а человекобог, в) суть замысла Айтматова в том, что христианству нет места в этом мире.
Основной курс: М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Современная проза.
9. Поэзия XX века: диалог во времени
Интертекстуальность и диалогичность как характерные черты современной культуры. Традиция обращения поэзии к библейским сюжетам и мотивам.
Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой «Лотова жена» и И. Бродского «Сретенье». Соотнесение поэтических произведений с каноническими текстами: Бытие , Евангелие от Луки . Содержание художественной интерпретации. Ограниченный рассудок человека и подлинное благо, творимое Господом.
Воссоздание поэтического диалога Ахматовой и Бродского через сравнительный анализ произведений . Своеобразие художественного мышления каждого из авторов. Поэтическая интерпретация в «системе координат» православной культурной традиции.
Основной курс: Современная поэзия.
10. Зачетная работа. Опыт прочтения рассказа «Отблеск фаворского света» и стихотворения «К батюшке Серафиму» Владимира Гофмана
Учащимся предлагались два неизученных художественных текста для самостоятельного чтения и интерпретации в свободной форме: литературоведческой, эссеистической или другой. Непременное условие: использование элементов контекстного подхода и выражение собственного отношения к художественному материалу и поднятой в произведениях проблеме. Таким образом проверялась результативность преподавания курса, реализованность содержащегося в нем духовно-нравственного потенциала.
Особый эмоциональный отклик вызвало у учащихся то, что предложенные на зачете произведения дважды связаны с родным нижегородским краем: именем Серафима Саровского и тем, что автор их — наш земляк, современник, священник храма Архангела Михаила . Выбор автора и произведений для зачетной работы связан с целями и задачами всего курса. Логическим завершением его стало обращение к краеведческому литературно-художественному материалу, способствующему развитию патриотических чувств, любви к своему краю как необходимой составляющей мировосприятия и мировоззрения юных читателей.