Урок по теме: «Профессии. Художественная роспись посуды»

Терещенко Н. В.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3

Г. Донецк Ростовская обл.

Окружающий мир ИЗО и художественный труд

Тема: Профессии. Художественная роспись посуды.

Цель: Познакомить детей с профессиями людей разных направлений;

Учить изготавливать эскизы посуды;

Познакомить детей с гжельской росписью, учить ее исполнению;

Прививать бережное отношение детей к предметам быта.

Конспект урока.

Вводная часть. Определение темы.

1 слайд.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок.

О чем сегодня пойдет

речь, вы должны догадаться сами, отгадав загадки.

2 слайд.

Она бывает глубока,

Она бывает и мелка

Однако это не река.

Сама не ем,

А всех кормлю.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела».

Она всем очень нравится

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Красивенькая…

Люблю я подбочинясь,

Забраться на поднос;

То кланяюсь учтиво,

То задираю нос.

Ребята, вы правильно отгадали загадки.

Скажите, а как одним словом можно назвать перечисленные вами предметы?

3 слайд. «Художественная

роспись»

Итак, ребята, мы сегодня будем говорить о посуде, побываем в мастерской и узнаем, кто ее делает, из какого материала и как посуду украшают, чтобы она радовала нас.

Основная часть. Новый материал.

Посмотрите, какая коллекция посуды представлена перед вами.

Замечательные чашечки, блюдца, заварники.

У каждого из вас дома есть наборы посуды.

Вам, конечно, приходилось рассматривать дома эти предметы, например, чайный сервиз.

Перечислите, что может входить в этот набор

Ребята, но не только существуют чайные сервизы, а бывают наборы для молока, для обедов и даже для блинов.

4 слайд «Какая бывает посуда?»

Скажите, а из чего делают посуду?

Посуда бывает стеклянная, деревянная, железная, фарфоровая

5 слайд «Сервизы»

Посуда бывает тонкая, изящная имея замысловатые формы и рисунки.

Кто знает, как называется набор посуды выдержанный в одном стиле, примерно одинаковой формы, в одинаковом цвете, одинаковым рисунком расписаны?

6 слайд. «Как посуда попадает к нам в Дом?»

Итак, у всех вас дома есть посуда, возникает вопрос. А как она попадает к нам в дом?

Как называется профессия людей, построили магазин?

Как называется профессия людей, у которых мы купили посуду?

Как посуда попала в магазин?

Ребята, а машину тоже кто-то сделал. Кто знает, где делают машины?

На заводах, трудятся очень много людей, разных профессий давайте попробуем перечислить некоторые из них.

На заводе сделали машину, а откуда привозят посуду на машинах?

Действительно с фабрик, где трудятся гончары, художники над созданием посуды.

Вот какой долгий путь проходит посуда, прежде, чем она окажется у нас дома.

Сколько людей разных профессий должны приложить сил, умений и знаний, чтобы мы могли ею пользоваться.

Возникает вопрос, всегда ли у людей была посуда? А чтобы узнать, давайте мысленно отправимся в прошлое.

7 слайд. «Первобытный человек»

Прошло много времени с тех пор, как человек выделился из животного мира. Постепенно овладел огнем, научился делать одежду из звериных шкур.

Наши предки придумывали и учились делать новые и новые предметы и вещи для ведения своего домашнего быта.

Какое же хозяйство без посуды?

Древние люди делали ее из коры деревьев, плели кувшины из тонких прутиков деревьев.

Скажите, можно было в такой сплетенной посуде принести воды?

Да, действительно, невозможно. И тогда люди стали обмазывать плетеную посуду сырой глиной.

Однажды такой плетеный кувшин, обмазанный глиной, случайно попал в костер.

На Утро люди обнаружили, что прутья внутри кувшина сгорели, а глина, которая была мягкая стала твердой, как камень.

А дальше все просто, люди стали лепить посуду из глины и специально класть ее в костер, чтобы придать твердость.

8 слайд. «Гончар»

Позже появилось гончарное ремесло по изготовлению посуды, а человек, который ее делал стали называть гончар.

9 слайд. «Технология производства»

Сейчас мы с вами рассмотрим, где и как делают посуду.

10 слайд. «Производственный материал»

Производственным материалом служит глина. В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящей для обработки.

11 слайд. «Гончарный круг»

Для производства глиняной посуды главным орудием служит гончарный круг, на котором легко и удобно можно сделать всякую посуду имеющую круглую форму.

12 слайд. «Фото»

Гончар кладет кусок глины, необходимый для выделки, смачивает его водой, образуя из куска тупой конус и одновременно надавливая большими пальцами обеих рук, придает нужную форму. Гончар усаживается около круга и придает ему движение от руки, а затем вращает его ногой.

13 слайд. «Фото»

Для того, чтобы у гончара были руки гладкими и скользили по изделию он их смачивает в растворе из жидкой глины.

14 слайд. «Просушка»

Затем изделию дают просушиться на воздухе.

15 слайд. «Обжиг»

После просушки посуду необходимо обжечь. Для этого она переносится в печь, которая называется Горн.

16 слайд.

Процесс обжига длится с раннего утра до позднего вечера 14-15часов.

17 слайд. «Цвета глины»

Глина бывает разных цветов: синяя, зеленая, коричневая, белая, красная.

18 слайд «Покрытие белой краской»

Для того чтобы обожженная посуда имела одинаковый цвет ее покрывают белой краской.

19 слайд. «Художники. Роспись посуды»

Затем за работу принимаются художники, которые придумывают рисунок и наносят его на посуду, т. е. расписывают ее.

20 слайд. «Гжель»

Например, сейчас мы с вами видим роспись, которая называется гжель. Гжельскую посуде отличает единство росписи. Используется белая и синяя краска разных тонов от светло-голубого, до темно-синего. А узорами служат цветы, декоративные веточки, завитушки.

Образцы узоров вы видите на доске.

3. Физминутка

21 слайд. «Физминутка»

4. Практическая работа.

22 слайд. «Мастерские»

А сейчас мы с вами попробуем сами изготовить посуду, раскрасим ее и доставим к нам на выставку. Для этого мне нужны будут помощники, которые будут работать в мастерских.

Сейчас каждый из вас выберет дело по душе и отправится в мастерскую и закипит наша работа.

«Гончарная» мастерская.

Здесь мы будем работать с пластилином и попробуем изготовить чайный сервиз.

«Художественная» мастерская.

В этой мастерской будем расписывать сервиз в гжельском стиле.

«Конструкторское бюро»

Будет изготавливать машины, для того, чтобы доставить сервизы к нам в класс.

23 слайд. «Удачи в работе»

«Выставка работ»

5. Заключительная часть. Рефлексия

24 слайд «Федорино горе»

Ребята, мы с вами на уроке литературного слушания знакомились с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»

Что произошло у Федоры?

Почему? Ребята, чтобы с вами не приключилась подобная история, вы должны быть бережливыми, аккуратно обращаться с посудой, будь она стеклянная или железная, или глиняная. Ведь она помогает нам в быту, и мы должны заботиться о ней, чистить, мыть, чтобы она всегда была чистой.

Чтобы люди, изготовившие ее, не зря потрудились для нас.

25 слайд. «Молодцы»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок по теме: «Профессии. Художественная роспись посуды»