Чему должна учить школа

Чему должна учить школа

Многие гениальные люди были самоучками. Может быть, потому и стали выдающимися учеными, поэтами, художниками. Оттого ли что не были отштампованы школой? Есть мнение, что семья учит тому, что было двадцать лет назад; улица учит тому, что сейчас; а школа должна учить тому, что будет через двадцать лет. Я согласен с Альбером Камю, который говорил: «школа учит жить в мире, которого не существует».

Задача образования — создать образ человека будущего. Какова наша школа, таким будет и наше будущее. Или, может быть,

наше дело — труба!?

Чему же должна учить школа? Сегодня одной из лучших в мире считается финская школа. Причем финны признают, что многое они позаимствовали у советской школы. Возможно, я идеализирую школу нашего прошлого, но все в мире признавали, что советская школа была одной из самых лучших.

Именно культурная революция в СССР позволила выявить множество талантов, благодаря чему и стал возможным технологический рывок. После полета в космос Юрия Гагарина американцы стали спешно перестраивать свое образование. Бывший министр образования и науки А. А. Фурсенко говорил: «Недостатком советской системы образования

была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Школу постоянно реформируют, проводят эксперименты над детьми.

Опыт моей работы в школе показал, что за всеми этими «экспериментами» скрывается просто желание педагогов заработать побольше. Те, кто действительно хочет передать свои знания и опыт детям, делают это бесплатно в свободное от основной работы время. Сегодня, к сожалению, в школе господствуют меркантильные настроения. Учителя вынуждены больше думать о том, сколько они смогут заработать, чтобы прокормить свою семью, а не о том, чтобы оставаться допоздна в школе для беседы по душам с детьми. Более всего недостает детям в школе любви.

На уроках ученики находятся в состоянии нервного напряжения, душевного дискомфорта, и в целом радости от жизни не испытывают. Наверно, поэтому частыми становятся эксцессы с выстрелами в школе. И в советской школе был разрыв между воспитанием и реальной жизнью, но не настолько сильный, как сейчас.

Образование должно служить еще и цели воспитания. Знание не делает человека лучше, но в целом поднимает культурный уровень. Раньше школа худо-бедно занималась воспитанием.

В нынешней все думают только о ЕГЭ. Лично для меня ЕГЭ сродни зазубриванию, практиковавшемуся в школе два века назад. Сегодня требуют знать, а не понимать. Когда я учился, требовали понимать.

Сейчас людей отучают думать, самим искать ответы на вопросы. Можно ли от таких людей ждать инноваций? В начале нынешнего учебного года была проведена проверка знания школьной программы по математике у студентов первого курса ведущих технических вузов России. Результаты потрясают. Почти 70% получили двойки, примерно 20% — тройки.

Я понимаю, что ЕГЭ это средство демократизировать школу и высшее образование. Но не надо средство превращать в самоцель. Еще древние говорили, что многознание не есть мудрость.

Сегодняшний школьник с планшетом знает подчас больше своих учителей. Практически любые сведения можно получить здесь и сейчас. Как источник информации школа в современном мегаполисе находится лишь на 4 месте! Если в конце прошлого века информация обновлялась раз в пятнадцать лет, то сейчас она обновляется каждые пять лет, а то и чаще.

Сегодня знания устаревают, не успев попасть в учебник. Ныне большинство выпускников школ ставит перед собой вполне прагматичную цель — достижение материального достатка. Им важнее не теорему Пуанкаре доказать, а получить миллион долларов, причем любыми способами . Известно, что выдающиеся открытия были сделаны в молодом возрасте. Никто не знает, что может вырасти из вздорного троечника, над которым все насмехаются.

Альберта Эйнштейна в школе преподаватели считали ленивым, медлительным и малоспособным. «Из вас, Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет», — говорил учитель немецкого языка. Надо не штамповать послушных исполнителей , а выявлять и лелеять нестандартных творцов — новых эйнштейнов. Сегодня важно не знания передать, а НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ, развиваться и совершенствоваться.

Сегодня умным является не тот, кто знает больше других, а тот, кто умеет производить новое знание. Поэтому нужно дать больше свободы для самореализации. Нужно создавать расширенную систему стипендий, что позволит находить и взращивать таланты. Если в результате бесплатного образования появится новый Эйнштейн, затраты будут оправданы.

Один академик Келдыш дал стране столько открытий, что стоимость их окупила вложение во всю систему образования! Описание событий в романах и других произведениях, творчество и еще раз творчество! — вот что должно быть основой обучения в школе. Не усвоение устаревающих знаний, а получение целостного представления о законах природы и человеческого общества. И непременно с нравственной основой!

Школа должна помочь человеку найти себя, понять свое предназначение, научить учиться. Задача школы — научить думать и понимать, творить, а не повторять. Но сегодняшняя школа формирует послушных исполнителей, а не творцов. Нужно дать больше свободы для самореализации. Важно не знания передать, а НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ, развиваться и совершенствоваться.

Когда я учился в школе, то думал, что по мере накопления сведений они сами по себе перейдут из количества в качество и сделают меня мудрым. Я учился, но чувствовал, что умнее не становлюсь, а масса приобретенной информации не только не помогает, но даже мешает найти свой ответ. И вдруг в какой-то момент выяснилось, что все, чему нас учили об устройстве общественной жизни, была ложь. Так оказавшись один на один с реальностью, пришлось искать собственное объяснение происходящему в себе и вокруг…

Меня всегда привлекало то, что давало свободу для собственного осмысления, а потому я предпочитал рыться в книгах, а не учить заданные уроки. Преподаватели не могли не замечать моих пристрастий, хотя это невольно ставило их перед выбором: оценивать формально требуемые знания или же мою способность самостоятельно мыслить и находить то, что другим было недоступно или попросту не нужно». . Первоклассники находили ответ гораздо быстрее, чем их родители. Это доказывает справедливость слов Сократа, что ЗНАНИЕ ЕСТЬ ВОСПОМИНАНИЕ! Школа должна учить универсальным законам жизни и таким вечным ценностям как дружба, товарищество, взаимопомощь. Знания забудутся и устареют, а вот школьная дружба никогда!

Счастлив тот, у кого в жизни был Учитель — кто подсказывает ответы на волнующие вопросы и направляет на истинный путь. Сейчас для многих Учителя заменил Интернет. Но настоящие Учителя древности ничего не записывали, потому что понимали незаменимость личного контакта — только для этого и нужен Учитель, а вовсе не для передачи знаний. Знания человек может взять сам, а вот получить опыт, которому можно верить, — только от Учителя. Поэтому слово Учитель для таких людей всегда писалось с большой буквы.

Мне посчастливилось — потому что таким Учителем была наш классный руководитель Наталья Васильевна. Она стала для многих из нас «второй мамой». Мы запросто приходили к ней домой даже после окончания школы. Глядя на Наталью Васильевну, мы учились понимать, что такое подлинно интеллигентный человек. С ней мы могли находиться в школе до позднего вечера: играли на гитарах, читали стихи, пели песни.

Вместе с ней ездили на прогулки за город. Она научила нас дружить. И теперь мы каждый год встречаемся с одноклассниками. Вот и сегодня мы собираемся вместе, чтобы сходить на могилу нашей дорогой учительницы и почтить ее память. «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе учитель», — любила повторять Наталья Васильевна.

Она стала для нас Учителем жизни. Учителем навсегда! Автор: Николай Кофырин.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Чему должна учить школа