Погружение в Пушкина: история с продолжением

Идея предлагаемой восьмиклассникам работы – “погружения” – родилась из желания прочитать в школе всего Пушкина.

Начать нужно со школьной библиотеки: Пушкин должен быть весь и в количестве, способном обеспечить книгами всех обратившихся. Затем заводится специальная Пушкинская тетрадь : для ученика это знак того, что работа по Пушкину – совершенно особая часть его образования, требующая чистоты погружения. В тетрадь будут заноситься конспекты уроков и обязательное для выполнения письменное домашнее задание, вклеиваться

различный раздаточный материал. Кроме того, в тетради появятся специальные разделы: “Современники Пушкина”, “Хронологическая ось пушкинского времени”; сюда будут переписываться стихи Пушкина, его современников и предшественников.

Также эта тетрадь предназначена для этюдов и сочинений.

Первым делом в Пушкинскую тетрадь вклеивается портрет Пушкина. Затем в конце тетради рисуется “хронологическая ось”, на которую по мере прохождения материала наносятся даты творческой биографии Пушкина, современных ему авторов, исторические события той эпохи. И только потом уже начинается работа.

В конце

каждого урока учащимся раздаются листки с заранее напечатанными вопросами для домашнего, большей частью письменного задания. Тетради проверяются очень тщательно, домашние вопросы ложатся в основу ежеурочного устного опроса, на который отводится по 5-7 минут. Вопросы накапливаются, и через несколько уроков уже невозможно заранее предвидеть, “о чем спросит учитель”.

Поэтому готовность к уроку – правило № 1. Цель этих вопросов – научить читать книгу, при чтении поднимая исторические и языковые пласты. Источники для ответов могут быть как традиционные , так и альтернативные . Задача – научить самостоятельно находить необходимые знания.

Почему требуется дополнительный раздаточный материал по теме? Школьные библиотеки, к сожалению, не всегда способны обеспечить учеников дополнительными сведениями. Если ребенок находится в школе до восемнадцати часов, естественно, ему, в силу хотя бы физических причин, недоступны и районные библиотеки. Рассчитывать на домашнюю библиотеку мы не можем. Поэтому периодически учитель сам готовит для ученика необходимые материалы.

Это в первую очередь критика, портреты писателей, факсимильные образцы рукописей Пушкина, его графика, стихотворения обсуждаемых поэтов.

Почему я требую, чтобы ученики от руки переписывали стихи или – иногда – прозу Пушкина? На мой взгляд, такая работа – это определенный шаг по формированию литературного вкуса. То, что пишется, как правило, лучше запоминается, время от времени появляются вопросы к написанному, ведь переписывание – более медленная работа, и мозг успевает “подумать” над записанным словом.

Важная часть погружения – письменные работы, Сочинения или этюды. Их список будет представлен в конце.

За ведение тетради время от времени выставляется отдельная оценка. Без тетради, заполненной необходимым материалом на 90%, ученик не допускается к зачету. Таким образом, мы в первую очередь показываем, насколько важна постоянная погруженность в тему.

После завершения темы тетради нужно собрать, чтобы раздать их снова уже в следующем году, когда мы будем продолжать читать Пушкина. Чтение Пушкина – это история с продолжением.

Весь курс рассчитан на 8-10-е классы. Основная доля материала приходится на 8-й класс, в силу меньшей, по сравнению со старшими классами, загруженностью. До этого мы подробно изучаем поэзию Пушкина, читаем соответствующие возрасту произведения: сказки, “Руслан и Людмила”, “Барышня-крестьянка”, “Дубровский”, “Метель”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”.

В 8-м классе мы читаем следующие произведения: ” Капитанская дочка”, ” Пиковая Дама”, “Арап Петра Великого”, “Выстрел”, “Станционный смотритель”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы”, ” Роман в письмах”, главы из “Евгения Онегина”.

Предлагаем материалы для погружения по значительной части этих произведений.

“Капитанская дочка”

Глава 1

1. Внимательно прочитайте эпиграф к повести. Найдите его в тексте главы 1. Кто из героев его “озвучивает”? Выпишите реплику этого героя полностью.

2. Пользуясь примечаниями к повести, словарями , объясните следующие слова: Премьер-майор, дядька, ментор, каналья, басурман. В каком значении они употребляются, кого характеризуют?

3. “Капитанская дочка” – историческая повесть.

А. В какое время происходит ее действие?

Б. В какие годы служил в гвардии Андрей Петрович Гринев?

4. Объясните выражения:

паче всякого чаяния, семь бед, один ответ, свычаи и обычаи, бегать по девичьим, потянет лямку да понюхает пороху, чем Бог послал, мадам, же ву при, взашеи прогоню.

5. Что такое:

пашпорт, погребец с чайным прибором, местечко, кий?

6. Где находится Симбирск? Как этот город называется сейчас?

7. Как, по вашему мнению, произошло выражение “Ахти Господи”?

8. “Соскуча” – какая часть речи?

Глава 2

1. Выпишите из разговора хозяина постоялого двора и попутчика Гринева все пословицы.

2. Кто такие: Дорожный, вожатый? Что такое Жило? Какие это части речи?

3. Описание снежной бури выучите наизусть со слов “Ямщик поскакал” до слов “И скоро стали”.

4. Как вы понимаете выражения:

зашел к куме, да засел в тюрьме, хомут не свой, погоняй не стой, не твоя печаль, держать в ежовых рукавицах.

5. Где находятся киргиз-кайсацкие степи? Как теперь называется река Яик?

6. Объясните значения слов: Облучок, авось, сударь, армяк, целовальник, умет, холоп.

7. Речь какого героя главы 2 передается Пушкиным особенно специфическим образом? Для чего это делается?

Глава 3

1. Объясните значения слов: инвалид, девка, “я его хозяйка”, вопрошатель, приданое.

2. Перечитайте описание пейзажа в начале главы: “С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными”. Передает ли пейзаж душевное состояние Гринева? Какое?

3. Объясните смысл пословиц:

На грех мастера нет; Стерпится, слюбится; Прошу любить и жаловать.

4. Для чего Швабрин представляет Гриневу Машу дурочкой?

5. К каким частям речи относятся следующие слова: Чаятельно, осьмнадцать? Каково их значение?

Глава 4

1. Объясните значения слов: Сатисфакция, фортеция, мировая.

2. “Переведите” пословицы:

Брань на вороту не виснет; Худой мир лучше доброй ссоры.

3. Предположите происхождение слов: Душегубство, злоязычник.

Глава 5

1. Объясните значения слов: Перевязь, цирюльник, суженая.

2. Перечитайте письмо Савельича Андрею Петровичу Гриневу. В чем особенность его речи? Что вы можете сказать о нем по этому письму?

Глава 6

1. “Схвачен был башкирец с возмутительными листами”. О каких листах идет речь?

2. “Башкирец с трудом шагнул через порог … У него не было ни носа, ни ушей “. Как эти внешние приметы говорят о прошлом башкирца?

3. Найдите в тексте повести слова, сказанные от имени самого автора.

4. “Хорошо, коли дождемся Сикурса ; ну а коли злодеи возьмут крепость?” – говорит Иван Кузьмич. Объясните слово “сикурс”.

Глава 7

1. В “Капитанской дочке” описывается одна из важных страниц истории России. Возникают ли у вас вопросы, которые вы хотели бы задать историку, проясняя факты или детали Пугачевского бунта? Сформулируйте их.

2. Просмотрите названия глав и эпиграфы к ним, проследите их логическую последовательность.

3. Объясните выражения:

гарнизон стоял в ружье, в животе и смерти Бог волен.

4. “Комендант обошел свое войско, говоря солдатам: “Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные!”” Что значит: Бравые и Присяжные?

5. Из каких людей состояло войско Пугачева?

6. “Да коли успеешь, надень на Машу сарафан” – зачем?

7. “Гарнизонные солдаты стояли тут же. Ротный портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы”. О каких косах идет речь?

Глава 8

1. Найдите эпитет, взятый для описания глаз Пугачева.

2. Объясните выражения:

Господи владыко, дождались мы праздника!; небо с овчинку показалось; кто ни поп, тот батька; как у Христа за пазушкой.

Глава 9

1. Объясните выражения:

конь и о четырех ногах да спотыкается; с лихой собаки хоть шерсти клок.

Кто их произносит?

2. Найдите эпитет, говорящий о глазах Пугачева.

3. Почему Пугачев дарит Гриневу именно шубу и полтину денег?

4. Гринев передает настроение Пугачева как “припадок великодушия”. Каким образом эти слова передают отношение Гринева к Пугачеву?

Глава 10

1. “…увидели мы толпу… с обритыми головами, с лицами, обезображенными щипцами палача”. Подробнее объясните эту деталь.

2. “Не стану описывать оренбургскую осаду, которая принадлежит истории, а не семейственным запискам” – каков, таким образом, жанр повести?

3. Объясните слово Доброконные.

Глава 11

1. Объясните выражение “ни за что пропадешь”.

2. Почему Савельич едет вместе с Гриневым? Найдите его реплики по этому поводу.

3. Почему Гринев возвращается за Савельичем, попавшим в руки пугачевского караула?

4. Найдите словa о сподвижниках Пугачева.

5. Почему Гринев не хочет делить трапезу с Пугачевым?

6. “Доселе оружие мое было счастливо”, – говорит Пугачев. В каком значении употребляется слово “счастье”?

7. Что такое прототип?

Глава 12

1. “Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева”. Чем вызвано презрение Гринева?

Главы 13, 14

1. Объясните выражения:

Вот ужо тебе будет баня, с твоею хозяюшкою!; из огня да в полымя; сабли наголо.

2. В главе 13 вновь появляется Зурин. Чем его портрет из главы 1 отличается от того, который был дан в главе 13? Почему повествование начинается и заканчивается явлением Зурина?

3. Почему Гринев отказывается объяснить перед судом, зачем оставил службу и покинул Оренбург?

4. Лексика, стиль, настроение главы 14 отличаются от предыдущих. Почему? С чем связаны эти изменения?

Дополнительные задания

1. Даны эпиграфы к главам “Капитанской дочки”, расположенные в произвольном порядке. Восстановите последовательность эпиграфов.

2. Даны названия глав “Капитанской дочки”, расположенные в произвольном порядке. Восстановите их последовательность.

“Пиковая Дама”

1. Найдите и выпишите специфические карточные термины.

2. Германн – имя или фамилия?

3. Чьи строки взяты эпиграфом к первой части повести?

4. Объясните значение слов: Фижмы, мушка, анекдот, капот.

5. Объясните, какие “вечные” Мифы стоят за следующими понятиями: “Вы знаете, что он выдавал себя За Вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня…”

6. О каких двух авантюристах XVIII века упоминается в повести? Узнайте о них подробнее.

7. “- Случай! – сказал один из гостей.

– Сказка! – заметил Германн.

– Может статься, порошковые карты? – подхватил третий”.

Перед вами три взгляда на чудесное. Охарактеризуйте каждый из них.

8. В каком значении употребляются следующие выражения?

…а ты до сих пор не перенял у ней Ее кабалистики? Лизанька, где моя Табакерка? мужчину лет сорока… в светло-зеленом мундире и Со звездою ; Подошедшие к ним три дамы С вопросами – oubli ou regret? – прервали разговор; ангел смерти обрел ее… в ожидании Жениха полунощного.

9. Найдите описание комнатки Лизы и покоев графини . Какие ощущения передаются Пушкиным через интерьер?

10. Германн говорит: “Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот все-таки умрет в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия”. Что, по его мнению, движет человеческой жизнью?

11. Как называется человек, верящий во всемогущество судьбы?

12. Перепишите в тетрадь эпизод катастрофы: “Направо легла дама… – Старуха! – закричал он в ужасе”.

13. Перечитайте последнюю фразу повествования. В каком еще произведении Пушкина вы видели неожиданный, короткий, следующий сразу за кульминацией финал?

“Арап Петра Великого”

1. Ибрагим Ганнибал – реальное историческое лицо? Кто это?

2. Как называют Ибрагима в свете?

3. Найдите и отметьте закладкой описание внешности Ганнибала.

4. “…Отправиться в Россию, куда давно призывали его и Петр и темное чувство собственного долга”. Найдите синоним слову “темное” .

5. Найдите и отметьте закладкой картины строящегося Петербурга.

6. Что такое: Аспидная доска, Карманная книжка, Шлафрок, Шушун, Кичка, Барская барыня?

7. “Уж поздно, а ты, я чай, устал…” Как вы “переведете” это выражение? “Чай” – какая часть речи? Какова его начальная форма? Найдите однокоренные слова.

8. “…разбудил Ибрагима и поздравил его капитан-лейтенантом бомбардирской роты Преображен-ского полка”. В современном русском языке говорят “поздравить С Чем-то”. В каком значении употреблен здесь этот глагол?

9. Найдите портрет модной барышни петровского времени. Отметьте закладкой.

10. Объясните смысл пословицы “Сказал бы словечко, да волк недалечко” .

11. “…я родился под 15-м градусом”. Где родился Ганнибал?

12. Сравните Корсакова и Ибрагима. Они – люди одного поколения. В чем разница между ними?

“Выстрел”

1. “Честь его была замарана и не омыта по его собственной вине”. Как вы понимаете эти слова?

2. Как вы представляете жизнь маленького городка?

3. Что такое “почтовый день”?

4. Вспомните прощание Сильвио. Что оставил он, уезжая?

5. “Еду в Москву… Странные, противуположные чувства волновали меня”. Какие?

6. Кто такой “горький пьяница”?

7. Финал жизни Сильвио естественен? Могло ли быть по-другому?

8. В примечаниях к повести найдите указания на прототипы Сильвио.

“Бахчисарайский фонтан”

1. Найдите стихотворение Пушкина “Фонтану Бахчисарайского дворца” . Перепишите его в тетрадь.

2. Выучите это стихотворение.

3. Откройте “Евгения Онегина”. Найдите главу “Отрывки из “Путешествия Онегина””. Найдите в ней строки, посвященные Бахчисарайскому фонтану.

Перепишите их в тетрадь с указанием источника.

4. Найдите строки, описывающие жизнь гарема.

5. Найдите вставку в текст поэмы. Для чего она здесь?

6. Откуда родом Мария? А Зарема? Где происходит действие?

7. Как иначе называется Бахчисарайский фонтан?

8. Проследите повороты сюжета .

9. Внимательно и выразительно прочитайте последнюю строфу .

10. “Фонтану Бахчисарайского дворца” Пушкин “принес в дар две розы…” О каких розах идет речь?

11. Кто такие “живые цветы” в поэме?

12. Как вы прокомментируете строки: “Наше сердце – это гарем, и живут в нем огневые желания, и тоскует оно по черноокой Зареме… Но в дальнем отдалении сердца скрывается она, священная обитель, где теплится наша лампада, чистейшей прелести чистейший образец. И чувство, внушенное ею Гирею, есть чувство романтическое, рыцарское, которое перевернуло вверх дном татарскую натуру деспота-разбойника…

Встреча с нею была для него минутой перерождения”? Что, открытое Гиреем в Марии, заставляет его так измениться?

“Цыганы”

1. Где находится Бессарабия?

2. Чем занимаются цыгане?

3. Как вы объясните вставку “Птичка Божия не знает…”

4. Перескажите предание, рассказанное Стариком.

5. Найдите и прочитайте стихотворение Пушкина “Черная шаль”. Что общего у нее с поэмой “Цыганы”? Найдите фрагмент поэмы, по стилю похожий на это стихотворение.

6. Перепишите в тетрадь слова старика . Замените синонимом слово “прости”.

7. В монологе старика найдите причину, по которой Алеко – чуждый цыганскому духу. Почему он обречен на одинокие скитания?

8. Продолжите строку: “И всюду страсти роковые…”

9. Найдите стихотворение Пушкина “Цыганы”. Перепишите в тетрадь. Выучите наизусть.

10. Набросок предисловия Пушкина к “Цыганам”: “Долго не знали в Европе происхождения цыганов и считали их выходцами из Египта. Доныне же в некоторых землях и называют их египтянами. Английские путешественники разрешили, кажется, все недоумения.

Доказано, что цыгане принадлежат отверженной касте индийцев, называемых Париа “. Найдите в словаре слово “пария”, выпишите в тетрадь его значение.

11. “И подчас как-то жутко становится от пушкинской ясности, от пушкинской быстроты… Такова моцартовская сторона гения”. Как вы понимаете эти слова?

“Роман в письмах”

1. С чем сравнивает Владимир ощущение отсутствия Лизы? Поясните этот образ.

2. Что такое Мизантропия?

3. “…ты не можешь вообразить, что значит ощущение почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться”. В чем сходство между двумя ожиданиями?

4. Выпишите в тетрадь картину зимы .

5. “Ты не можешь вообразить, как странно читать в 1829 году роман, писанный в 775-м”. О каком романе может идти речь?

6. С героями какого произведения сравнивает Владимир деревенских жителей?

7. “Да какой гордости воспоминаний ожидать от народа, у которого пишут на памятнике: “Гражданину Минину и князю Пожарскому””. Где стоит этот памятник?

8. Найдите слова Пушкина об уездных барышнях. Выпишите их.

9. “Чины в России необходимость хотя бы для одних станций, где без них не добьешься лошадей”. Аналогия с каким произведением возникает у вас?

10. Найдите наименование папы Римского. Поясните.

Дополнительные вопросы по курсу

1. В каком году был поставлен памятник Пушкину в Москве? Где он поставлен? Кто его автор?

2. Кто автор фразы “Пушкин – наше все”?

3. Кто из поэтов – современников Пушкина в юности был осужден за кражу?

4. В каких войсках служил поэт Денис Давыдов?

5. Что такое эпиграф? Какие эпиграфы к пушкинским произведениям вы помните?

6. Назовите имена поэтов – современников Пушкина.

Письменные работы по курсу

“Капитанская дочка”

1. “Дорожный завет” А. П. Гринева.

2. Вещий сон Гринева.

3. “…ангельский голос ее меня приветствовал…” .

4. Любовь или долг?

5. “Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”.

“Пиковая Дама”

1. Образ Судьбы в “Пиковой Даме”.

2. Почему повесть “Пиковая Дама” стала настолько читаемой?

“Роман в письмах”

1. “Глупа, как истина, скучна, как совершенство”.

2. “Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет”.

“Цыганы”

“И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет…”

Список текстов, которые нужно знать наизусть

1. Отрывок из “Капитанской дочки” .

2. “Фонтану Бахчисарайского дворца”.

3. Стихотворение Дениса Давыдова.

4. Фрагмент из “Евгения Онегина”.

Зачет состоит из трех частей: чтения наизусть, сообщения по определенному произведению и краткой защиты проектной работы. В зачетную комиссию приглашаются преподаватели предметов гуманитарного цикла.

Некоторые темы проектов

1. Мужская мода первой половины XIX века.

2. Женская мода первой половины XIX века.

3. Дуэльный кодекс.

4. Оружие.

5. Виды войск, их различия.

6. Уездной барышни альбом.

7. Пушкин и Кавказ.

8. Пушкин и Окуджава.




Category of gender.
Сейчас вы читаете: Погружение в Пушкина: история с продолжением