«Замок», анализ романа Франца Кафки
Написанный в 1922 году «Замок» Франца Кафки относится к числу наиболее значимых и загадочных философских романов XX века. В нем писатель поднимает важную теологическую проблему пути человека к Богу. Сочетающий в себе литературные черты модернизма и Экзистенциализма, «Замок» представляет собой произведение во многом метафорическое и даже фантастическое.
Реалии жизни в нем присутствуют постольку поскольку: художественное пространство романа ограничено Деревней и возвышающимся над ней Замком, художественное время меняется иррационально
Место действия «Замка» нельзя вписать в конкретные географические реалии, поскольку оно вбирает в себя весь мир: Замок в нем является прообразом мира небесного, Деревня — земного. На протяжении всего романа разные герои подчеркивают, что между Деревней и Замком нет особой разницы, и в этом явственно прослеживается одно из основных положений христианского вероучения о слитности и нераздельности земной и небесной жизни.
Время действия «Замка» не имеет исторических точек опоры. О нем известно лишь то, что сейчас зима и продлится она, скорее всего, целую вечность, поскольку
Композиция романа не поддается какому-либо анализу в силу незаконченности и особого сюжетного развития «Замка». В этом произведении нет резких спадов и подъемов. Главный герой — К. — приезжает в Деревню и остается в ней навсегда для того, чтобы найти дорогу в Замок . Роман, как и вся человеческая жизнь, не имеет классической завязки, развития и кульминации.
Он, скорее, делится на смысловые части, представляющие собой разные этапы жизни главного героя.
В начале К. выдает себя за землемера и с удивлением узнает, что он и есть — землемер. От Замка К. получает двух помощников — Артура и Иеремию. В романе эти герои отчасти напоминают собой ангелов , отчасти — детей. Непосредственным начальником К. становится Кламм — важный чиновник из Замка.
Кто такой Кламм? Как он выглядит? Что собой представляет? Чем занимается?
Этого не знает никто. Даже посыльный Кламма — Варнава — и тот никогда напрямую не видел этого персонажа. Не удивительно, что К., как и все жители Деревни, неудержимо влечет к Кламму.
Главный герой понимает, что именно он поможет ему найти дорогу в Замок. В каком-то смысле Кламм является для деревенского населения Богом, если не считать того, что главным в Замке заявлен некий граф Вествест, который упоминается только один раз — в самом начале романа.
Как и в любом крупном произведении, в «Замке» есть своя вставная история — рассказ Ольги, сестры Варнавы, о несчастье, приключившемся с ее семьей. Повествование девушки можно назвать информационной кульминацией романа, объясняющей читателю истинные взаимоотношения между деревенскими жителями и замковыми чиновниками. Первые, как и положено обычным людям боготворят вторых, являющихся небесными созданиями . В Деревне принято угождать чиновникам из Замка, исполнять все их прихоти.
Когда Амалия отказывается прийти в гостиницу на свидание с Сортини, новость моментально разносится по округе, и семья девушки оказывается в полной изоляции — с ними перестают работать и общаться. Попытки отца семейства испросить своей семье прощения заканчиваются тяжелой болезнью. Ольга, проводящая ночи со слугами чиновников, не может добиться даже того, чтобы о ней потом вспомнили в Замке. И только Варнава, горящей искренним рвением попасть на службу в Замок, добирается до самых первых канцелярий , где он видит просителей , чиновников и иногда даже самого Кламма .
Любовная сюжетная линия в романе связана с взаимоотношениями К. и Фриды. Главный герой обращает на нее внимание, узнав, что она является любовницей Кламма. К Фриде его влечет в силу двух причин: она хороша и как средство достижения цели , и как олицетворение Кламма и Замка.
Что движет самой Фридой, бросившей хорошую должность и влиятельного любовника ради нищего землемера, понять сложно. Можно лишь предположить, что девушка захотела бросить вызов обществу с тем, чтобы стать еще более заметной и любимой Кламмом по возвращении к нему .