Массовая литература в начале XXI века
Массовая литература сейчас, по мнению социологов, занимает более 90 процентов всего литературного потока. Она апеллирует к стереотипам сознания и каноническим жанрам развлекательной литературы . Писатели используют эстетические шаблоны этих жанров, чтобы в легком непритязательном повествовании рассказать об узнаваемой читателем повседневной жизни, в которой встречается то необыкновенная любовь, то сногсшибательные приключения, где рифмуются любовь и кровь, деньги и смерть, где золушки обязательно встречают своих принцев и превращаются
Массовая литература в художественной форме компенсирует неудовлетворенные желания и непреодоленные комплексы человека, упрощает сложные жизненные проблемы, позволяет примерять ситуации «на себя». Ее герой, как правило, человек толпы, чем близок неискушенному читателю, интуитивно ищущему в литературе свое отражение. Массовая литература отличается простотой языка, прописанностью деталей, четкостью сюжета, что облегчает ее восприятие.
В массовой литературе сложилось несколько направлений: женский роман, боевик, иронический детектив, исторический детектив, триллер, мистическая фантастика.
Профессиональный литературовед Г. Чхартишвили основывает свой успех на понимании психологии массового читателя, которого занимают приключения героя, тайны, любовные истории, интриги, включенные в исторический контекст. Особенностью массовой литературы является серийность — продолжающиеся из книги в книгу перипетии одних и тех же героев. Массовая литература печатается огромными тиражами. Уже по обложке можно определить принадлежность книги массовой литературе. Наиболеее популярными именами в этом роде литературы А. Маринина, Д. Донцова, В. Платова, Т. Устинова, представляющие женский иронический детектив.
Не менее популярна, особенно у молодых читателей, мистическая фантастика С. Лукьяненко и мифологические фэнтэзи Г. Л. Олди, Ника Перумова, Ф. Пулмана, «славянская фэнтэзи» М. Семеновой.