Реализация идей трудового воспитания А. С. Макаренко на современном этапе в рамках социального проектирования
Реализация идей трудового воспитания А. С. Макаренко на современном этапе в рамках социального проектирования.
Трудовому воспитанию молодого поколения в России уделялось и уделяется достаточно большое внимание. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогических трудов А. С. Макаренко. Его труды и в настоящее время не утратили своей актуальности. «Воспитание в труде» — невозможно себе представить как воспитание нетрудовое.
Труд всегда был основанием для человеческой
В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания подрастающего поколения существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет сегодня решающую роль. Современному обществу нужен НОВЫЙ человек, профессионал своего дела.
Поэтому одной из базовых ценностей российского общества является труд и творчество. В ФГОС четко прописано как одно из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания и как личностный результат освоения основной образовательной программы — воспитание трудолюбия,
А что мы имеем?
Нам запрещено без разрешения родителей привлекать школьников к общественно-полезной деятельности . Убрали трудовую практику. Дома у большинства детей нет постоянных поручений. Поэтому Дети не знают элементарных вещей, которые были очевидны еще лет 10 назад …
К сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ «успеха». Ослабление роли семьи, различные формы инициативы к предпринимательству приводят к утрате таких общественных ценностей как интерес к труду.
В этой связи актуализируется проблема подготовки школьников к труду.
В свое время А. С. Макаренко придавал огромное значение целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека, он говорил о том, что теория должна повернуться лицом к практике, необходимо помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой Профессии можно стать творцом. Антон Семенович утверждал, что воспитывает не воспитатель, а среда, значит необходимо создать такую среду, чтобы пришли в движение внутренние силы. Ведущие к саморазвитию личности ребенка.
Именно коллектив, совместная работа является такой средой.
Мы понимаем, что без целенаправленного трудового воспитания в современной жизни невозможно. Оно — важнейшее педагогическое производство, нуждающееся в надежных технологиях. И одна из этих технологий — социальное проектирование, работа не только для себя — а на благо других. .
Уже несколько лет наша школа принимает активное участие в социальном проектировании, цель которого привлечь внимание школьников к актуальным социальным проблемам и включение детей в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем собственными силами.
В этом году в акции «Я — гражданин России» решили принять участие и попробовать свои силы мои второклассники.
Приняв участие в школе актива, определили для себя проблему, с решением которой должны справиться — проблема отдыха на территории школьного двора. Так родился проект «Островок детства», Цель которого — с Проектировать и создать игровую площадку на территории школьного двора, на которой можно играть на переменах, после уроков и на каникулах.
Ребята с большим удовольствие включились в работу над проектом: изучили нормативную базу, определили место площадки, разбили площадку на зоны, составили эскизы. Изготовили агитационные плакаты. Полным ходом идет сбор материалов Девизом проекта стало «Я могу это сделать сам и не только для себя»,
В рамках проекта осваиваем и навыки социального проектирования , учимся работать с различными источниками информации.
В процессе работы над проектом выяснили, что самостоятельно с работой не справимся. Провели соцопрос. Нашли помощников . Проект становится общешкольным. Именно совместная работа,- взаимодействие детей разного возраста и взрослых выступает условием «постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают и усваивают привычки поведения, рабочую хватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших школьников забота о младших и ответственность за них воспитывает качество будущего семьянина».
Именно такая работа, по утверждению А. С. Макаренко должна дать положительный результат. Ведь атмосфера добра и дружбы позволит сделать нашу школу лучше и научит детей работать не только для себя.
Анализируя свое участие в проекте ребята уже сейчас на первых этапах отмечают как наиболее значимое для них следующее, «учимся жить и работать в коллективе», «уважать труд других», «считаться с мнением товарищей», «узнать цену труду», «учимся хозяйничать».
В современных условиях проблем для социального проектирования много. И именно такая коллективная работа над большим и важным делом, формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня. Социальное проектирование можно рассматривать как эффективную профориентационную работу с подрастающим поколением, в процессе которой подростки и старшеклассники в реальной деятельности начинают ощущать, какая же сфера жизни их больше привлекает.
У школьника, который принимает участие в такой деятельности, значительно повышается шанс сделать верный выбор своей профессии.
И гениальность педагогики Макаренко как раз в том, что она всегда современна, ибо приоритетом этой педагогика является жизнь, законы развития личности в единстве с природой и обществом.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Хорошо организованное трудовое воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.