Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Исследователи определяют жанр стихотворения «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с таким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?
В стихотворении «Три пальмы», названном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются черты балладного жанра. Это суровая мужественность сюжета, его острая конфликтность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость композиционных форм, ритмическая организация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию,
Все эти признаки имеются в стихотворении «Три пальмы».
Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?
Для внутреннего мира Лермонтова характерно ощущение грядущей человеческой катастрофы. В балладе «Три паль Мы» мы находим ситуации, сходные с теми, что возникают в «Демоне», «Мцыри» и «Герое нашего времени». Душа, открытая миру, встречает на своем пути озлобление, обман, неблагодарность.
Так и три пальмы, казалось бы, дождавшиеся осуществления
Так в аллегорической форме выражено близкое поэту ощущение социально-нравственной катастрофы. Текстуальная близость этого стихотворения обнаруживается с «И скучно и грустно…».
Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», в поэме «Демон» и имеет символический социально-философский смысл.
Обратите внимание на такую особенность произведения, как кольцевая композиция. В чем социально-философский смысл такого композиционного приема?
С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит Прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации. Радующий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе , резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет настроение поэта, удрученное чувство остается у читателя.
Социально-философский смысл такого композиционного обрамления — скорбь о том, что человек стал виновником катастрофы, которая определенно может погубить и его.