«Коварная судьба заплутавшего на войне человека»

Тема нравственного выбора в повести Василя Быкова «Сотников»

I. Слово учителя

Война… Скольких судеб коснулась она своим жестоким, убийственным крылом! Скольких оставила лежать на необозримых российских полях и сколько жизней исковеркала!

Под страшным ветром пуль не раз приходилось простому, обыкновенному человеку делать выбор: любым путем сохранить единственно неповторимое — жизнь или отдать ее во имя Родины, близких или даже совершенно незнакомых людей.

Во многих произведениях Василия Владимировича Быкова, писателя,

в жизни которого война стала главным мерилом человеческого мужества, этот выбор приходится делать его героям. И в повести «Сотников», написанной в 1970 году, тоже.

Сам Быков воевал в пехоте и артиллерии. Вот как он объяснял замысел своего произведения: «Взялся я за повесть не потому, что слишком много узнал о партизанской жизни, и не затем, чтобы прибавить к ее изображению нечто мною лично открытое. Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда

возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

II. Анализ повести

1. Как Рыбак и Сотников оказались вместе в вылазке? Что «совсем не понятно» Рыбаку в поведении напарника?

2 . Как Василь Быков в мелочах показывает разницу характеров, отношения партизан к происходящим событиям, их целей, жизненных позиций?

Рыбак вспоминает Любку — «огонь-девка!» Сотников: «У тебя еще девки на уме?» При виде сожженного хутора Рыбак — «Подрубали, называется». Сотников: «Выдал кто-то». Разговор об отсутствии у Сотникова хорошей шапки.

Рыбак: «Зато в деревне у каждого мужика шапка». Сотников: «Что же, с мужика снимать?»

3. Каково отношение Рыбака и Сотникова к старосте Петру Качану? Почему? Поменялось ли оно со временем или «нельзя было принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины»?

4. Сравните поведение и мысли партизан во время перестрелки с полицаями. Почему Рыбак все-таки не бросил товарища? Что им двигало?

5. Какова роль внутреннего монолога Сотникова ? Чем же измеряется «степень отваги в бою, бесстрашие и твердость перед лицом врага»? Почему после этого монолога Сотников вспоминает допрос русского полковника?

6. Расскажите о Рыбаке-партизане. Случайно ли он прослужил три года старшиной роты? Но что настораживает в рассуждениях героя?

о судьбе больного Фролова он абсолютно оправдал бы…)

7. Как вы думаете, какое отношение к подобным мыслям имеет история раненого лейтенанта? И почему ее вспоминает именно Сотников?

8. Как ведут себя Рыбак и Сотников во время ареста? Что больше всего тревожит героев? Как характеризует их тон разговора с полицаями, отношение к Демчихе?

9. Сопоставьте поведение героев во время допроса Портновым:

тон разговора; ответы на вопросы; отношение к судьбе Демчихи, Петра Качана.

Как вы считаете, прав ли Рыбак, думая, что «отсутствие всякого выбора предельно сузило его возможности»? Есть ли вообще выход в подобной ситуации?

(Сотников сразу разгадал хитрую игру полицая и не поддался на уловки Портнова. Он не пытается изворачиваться, готов терпеть пытки, но ничего не говорит об отряде.

Пробует договориться с Портновым только с одной целью — спасти Демчиху.

Еще до допроса Рыбак много думает, как «перехитрить полицию», прикидывает пути, не исключая в своих хитростях «припутать старосту», которому якобы «это не слишком прибавит… вины перед немцами, а им, двоим, возможно, и повезет». По сути дела, готов подставить кого угодно, лишь бы спасти свою шкуру. На допросе, особенно не размышляя, отвечает на все вопросы, подставляя под удар отряд Дубового, говорит, что одного из полицаев подстрелил Сотников.

Быстро отказывается от попытки спасти Демчиху. В конце допроса «почтительно поднялся со стула», «с деланной преданностью взглянул в… глаза полицейского». Уж какая здесь хитрость — сплошное предательство!)

10. Какие мысли охватывают всех обитателей «камеры смертников» после допросов? Обвиняют ли партизан те, кто оказался здесь, в общем-то, по их вине? Почему?

(Петр Качан: «Звери!»

Рыбак: «Тихо вы! Услышат!»

Увидев изувеченного Сотникова, Рыбак «ужаснулся при мысли, что то же самое могли сделать с ним».)

11. Чем собрался «поторговаться» Рыбак с полицаями? Что на чашах весов? Как заканчивается 13-я глава? Что символизирует собой «крысиный угол»? (На чашах весов для Рыбака — собственная жизнь и собственная смерть.

Ни о ком другом и ни о чем другом он не задумывается. Он, с одной стороны, как крыса, первый бежит с тонущего корабля, с другой — вызывает чувство брезгливости, как загнанная в угол крыса.

«Муха, которая не желает быть прихлопнутой, безопасней всего чувствует себя на самой хлопушке», — писал Лихтенберг. Вот Рыбаку и показалось, что он нашел надежное место для спасения, но когда-то эта хлопушка должна сделать свое дело.)

12. А что на чашах весов у других героев? Какой выбор они делают?

(Сотников: собственная жизнь — судьба отряда, Демчихи, Петра, Баси;

Петр: собственная жизнь — честь 68-летнего старика;

Бася: собственная жизнь — судьба людей, помогавших ей.

И никто из них не делает выбор в сторону левой чаши весов, в отличие от Рыбака.)

13. Зачем автор рассказывает историю Баси? Какое отношение она имеет к судьбам главных героев?

14. После рассказа о Басе следует история спасения Рыбаком двух девочек. Как этот эпизод объясняет поступки партизана? Сравните мотивы поступков Рыбака и Сотникова и сделайте вывод, к чему они приводят.

III. Выводы

В 1944 году Василь Быков оказался около сборного пункта военнопленных, а впоследствии вспоминал это событие: «И вдруг загорелое, небритое лицо одного из тех, что безучастно сидели в канаве у самой изгороди, показалось мне знакомым. Пленный тоже задержал на мне свой отрешенный взгляд, и в следующее мгновение я узнал в нем когдатошнего моего сослуживца, который с осени 43-го считался погибшим. Более того, за стойкость, проявленную в тяжелом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окруженным батальоном, в котором он был начальником штаба, этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды. О нем рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводили беседы, на его опыте учились воевать.

А он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе с трехцветным шевроном на рукаве, на котором красноречиво поблескивали три знакомые буквы «РОА»…

Он попросил закурить и кратко поведал печальную и одновременно страшную в своей уничтожающей простоте историю. Оказывается, в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обхитрить немцев, записался во власовскую армию с надеждой улучить момент и перебежать к своим. Но как назло удобного момента все не было, фронт находился в жесткой обороне, а за власовцами строго следили гитлеровцы. С начала нашего наступления ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх: разве он враг, утешал он себя.

И вот в конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам, иначе бы тут не сидел.

Я слушал его и верил ему: он не врал, он говорил правду. Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу, его личная храбрость и воинское мастерство были засвидетель­ствованы высокой наградой. Просто, оказавшись в плену, он превыше всего поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. И вот плачевный результат хитрости…»

Ф. Энгельс писал: «Мужество, которое необходимо для того, чтобы в критическую минуту собраться с духом и принять смелое решение, совершенно не похоже на то мужество, которое позволяет человеку блестяще командовать дивизией под огнем». Что же лежит в основе мужества Сотникова?

Испытывает ли Василь Быков отвращение либо презрение к этому пленному и к герою повести Рыбаку? Почему? Обоснованно ли цитатное название нашего урока?

IV. Домашнее задание. Письменное рассуждение: «Две дороги к одной петле».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Коварная судьба заплутавшего на войне человека»