Урок-дискуссия по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Возможно ли возрождение человека, совершившего преступление?
Ход урока
I. Раздаются листки с распечаткой выдержек из письма Достоевского Каткову. Замысел Достоевского можно представить в следующем виде :
1) мотивы преступления «студента», убившего процентщицу, — высокие, как они ему самому представляются; «гуманный долг перед человечеством»;
2) время действия «до окончательной катастрофы» — почти месяц;
3) добровольное признание и раскаяние студента суть одно и то же ;
4) преступник легче легкого отказывается
5) искупление мыслится, как сознательный и даже решительный выбор: «Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело»…
— Сравните первоначальный замысел с тем, что получилось в результате. Обращаем внимание на то, что в мотивы резко введена наполеономания, усилен самообман. Признание, раскаянье, искупление четко разделены: признание — девятый день, раскаянье — полтора года, искупление — за пределами романа . Время действия — два года.
С невероятным упорством
— В чем причина различия замысла и его воплощения?
Обращаем внимание на то, что усложняются условия возрождения человека, подчеркиваются трудности избавления от самообмана.
— На какие вопросы необходимо ответить автору и читателю, чтобы определить условия возрождения человека, совершившего преступление?
В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на важнейшие составляющие проблемы : разоблачение самообмана важнее, чем наказание, возрождение человека невозможно без мук совести, искупить вину помогают вера и любовь и так далее.
II. Запись проблемных вопросов, составляющих основной стержень проблемы, и выбор тех из ранее полученных знаний, какие возможно применить в дискуссии.
В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу о необходимости использовать знания о библейских мотивах в произведениях Достоевского, психологических проблемах романа, характеристиках героев, художественных особенностях романа и другие.
III. Распределение ролей в группах-командах, выбор аспекта проблемы.
Работа по памятке
1. Выберите себе тот аспект проблемы, который хотели бы представить многосторонне.
2. Тщательно подберите факты , работающие на вашу концепцию.
3. Осознайте слабое место своих доказательств и приготовьтесь к вопросам оппонентов.
4. Приготовьте вопросы по другим аспектам проблемы.
5. Приготовьтесь к выступлению перед товарищами, помня о недопустимости агрессивного тона аргументов, перехода на личности, демагогии, отступлений от темы.
Обсуждение в группах выбранного аспекта общей проблемы
IV. Выполнение коллективной задачи.
Ведущие дискуссию должны помнить о необходимости выслушать всех, не нарушая главного условия: нельзя отступать от темы, необходимо помнить о времени и подводить промежуточные итоги дискуссии.
Во время дискуссии обращаем внимание на следующие моменты: мысль Достоевского о всеобщности самообмана, который может привести к самоубийству мира, о преступлении вместо подвига, о причинах соединения двух христианских мотивов — воскресения и апокалипсиса; о проблеме совести как внутреннего Божьего суда. Обращаем внимание на средства разоблачения самообмана с помощью самоанализа, анализа поступков и мыслей других героев; внесюжетные элементы, сны, письма и другие; роль эпилога.
В конечном итоге необходимо выйти на следующую концепцию или ее вариант: путь от преступления к возрождению возможен при обязательном избавлении от самообмана, при раскаянии, искуплении, а все это — при условии наличия совести, веры, любви.
V. Подведение итогов дискуссии.
После согласия большинства участников дискуссии с главными выводами предыдущего этапа обращаемся к критикам как к арбитрам.
— Чье высказывание близко вашей позиции?
— Чьи слова — повод для новой дискуссии?
VI. Рефлексия.
Обсуждение: что удалось в дискуссии, а что нет; самооценка и связанная с ней самокоррекция. Выставление оценки на листочке рефлексии.
Домашнее задание. Каково звучание обсуждаемых проблем в романах Ф. М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы»?
Приложение к дискуссии по Достоевскому
Ф. М. Достоевский: «Моя мысль, что мир надо переделать, но что первый шаг в том, чтоб начать непременно с себя».
Б. Паскаль: «С какой легкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит доброе дело».
Ларошфуко: «Лицемерие — дань, которую порок платит добродетели».
Ю. Карякин: «Он только себя, себя спасти хочет, свою ношу сбросить. Не понимает, что нельзя себя спасти без сострадания к людям, без того, чтобы их ношу взять на себя».
А. В. Чичерин: «Мысль эта, доведенная до конца , — все за всех виноваты, я виноват за все дурное, что только есть в мире».
Свидригайлов — Раскольникову: «Всяк о себе сам помышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть».
Д. И. Писарев: «Корень преступления Раскольникова «не в голове, а в кармане»».
Ф. М. Достоевский: «Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, — невозможно. Закон личности на Земле связывает. Я препятствует.
Между тем высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, — это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно, беззаветно. Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное.
Иначе Земля была бы бессмысленна».