Устное народное творчество для развития ребенка
«Люли — люли… » Автор : учитель-логопед, МБОУДОД ДООспЦ г. Владимира
Описание : консультация будет интересна родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателям и учителям начальных классов.
Люли — люли… «
Цель : рассказать о роли художественной литературы в развитии речи и речевом общении.
Эта статья для заботливых родителей, которые переживают за ребенка и хотят помочь становлению его личности.
Я, часто, рекомендую родителям своих учеников читать сказки, днем или на ночь, это не важно,
Научит на простом примере отличать хорошее от плохого.
Сегодняшнему дошкольнику и школьнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важное влияние на развитие познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки-нинзя, былинных героев — роботы-монстры. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно определять настоящее.
Знакомясь с
Многие потешки, пословицы и загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов: создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек — готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых
Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его боле духовным.
Вот несколько знакомых и не знакомых загадок на различные темы:
Загадки
Зимой спит, летом — улья ворошит.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом буде
Орешки я грызу.
Спереди — пятачок, сзади — крючок,
Посередине — спинка, на спинке — щетинка.
Идет, иглы на себе несет,
Чуть кто пройдет,
Свернется в клубок — ни головы, ни ног.
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будет.
Четыре братца под одной крышей живут.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Крашеное коромысло через реку повисло.
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Без окон, без дверей, полна горница людей.
Скороговорки помогут «отточить» дикцию и развить словарный запас ребенка:
Скороговорки
Проворонила ворона вороненка.
Три сороки — тараторки тараторили на горке.
Хохлатые хохотушки хохотали хохотом : «ха! ха! ха! ха!»
Шел Егор через двор.
Нес Егор с собой топор.
Шел Егор чинить забор.
Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Кукушонок в капюшоне был смешон.
Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Надо колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Мама Мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.
Около кола колокола,
Окало ворот коловорот.
У елки иголки колки.
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
Сено, граблями краб грабь.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла клорнет.
Считалки — замечательный речевой материал! Развитие лексического строя речи, памяти, все соединено в считалках. Вот некоторые из них:
Считалки
Шел баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет, тот водить пойдет.
Конь ретивый с длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Сюда мчится он — выходи из круга вон!
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает.
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф, паф! Не попал.
Серый зайчик ускакал.
Читайте с детьми сказки, пословицы и скороговорки! Приучайте, как можно раньше к истокам родного языка. Это поможет ребенку понять и усвоить родную культуру, обычаи и традиции народа.