Учебник по литературе: что? как? зачем?
В этом году мы будем знакомить вас с материалами нового УМК по литературе под редакцией санкт-петербургского ученого, доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих, который готовится к печати издательством «Академия». Пособия для старших классов читателям уже известны: учебник для 10-го класса, фрагменты которого мы печатали в прошлом году, получил гриф Минобрнауки и должен вот-вот появиться в продаже; учебник для 11-го класса, с которым вы встретились на страницах предыдущего номера , проходит апробацию в школах ряда регионов.
А
Этот учебник, выходящий вместе с учебной тетрадью, будет представлен в этом году в ФЭС. Его авторы-составители — к. п. н., доцент Т. В. Рыжкова, к. ф. н., доцент М. С. Костюхина, к. ф. н. Г. Л. Вирина, к. п. н. И. Р. Николаева.
Печатаем в этом номере лишь небольшой фрагмент учебника, предваряя его пояснительной запиской ко всему курсу. В ней изложены важные методические принципы, принятые для себя авторами. В них много новых моментов, поразмышлять
Учебно-методические комплекты по литературе для 5-9-х классов выстраивают знакомство ребенка с искусством слова в определенной логической последовательности, которая учитывала бы его возрастные и психологические особенности, интересы, жизненный опыт и специфику учебного предмета «Литература». Именно поэтому в основе построения курсов 5-8-х классов лежат Проблемно-тематический и литературоведческий принципы, которые авторы согласовали друг с другом, найдя для каждого класса круг нравственных тем и проблем, объединенных проблемой литературоведческой. В 9-м классе традиционно начинается изучение предмета на историко-литературной основе.
Учебник — книга не развлекательная, а серьезная, не для отдыха, а для труда, хотя это не мешает ей быть интересной. Но интерес должны вызывать сами факты, с которыми знакомится школьник, литературные явления и процессы, авторы художественных произведений. Поэтому авторы принципиально отказались от Внешней занимательности в изложении материала: от введения персонажей-помощников и толкователей; от игры в путешествие по литературной стране; от прямых и несколько фамильярных обращений к читателю; от многочисленных рубрик, содержание которых по существу одинаково . Дело в том, что школьник любого возраста не считает себя маленьким, не терпит заигрываний — ему больше импонирует обращение как к взрослому, уверенность собеседника в том, что он уже многое знает и понимает.
Ребенку вообще интереснее что-то делать самому , чем читать о том, как это делают вымышленные авторами персонажи-помощники или маститые литературоведы.
Поэтому в учебниках 5-7-го класса Нет готовых словесных интерпретаций изучаемых произведений . В учебниках 8-го и 9-го классов ученикам предлагается сравнить несколько интерпретаций, в том числе и словесных. Для анализа словесной интерпретации необходимы определенные умения и читательский опыт. К этой деятельности школьники и готовятся в 5-7-х классах.
Отказались авторы и от включения в учебники 5-8-х классов многочисленных Биографических текстов, взятых в основном из научно-популярных книг или статей о писателях. Подобные фрагменты лишь создают видимость расширения культурных представлений ребенка, мнимый эффект занимательности, якобы стимулируют интерес к писателю и его творчеству. Ребенок-читатель идет к писателю от его произведений, а не наоборот. Сам по себе писатель — незнакомый человек — пока ему не интересен, и в этом нет ничего страшного.
Пробудить интерес к писателю можно лишь при глубоком осмыслении его произведений. Эту задачу и решает учебник.
В комплект для каждого класса, который получает ребенок, входят учебник и учебная тетрадь. В учебниках-хрестоматиях, в отличие от учебников, представлены тексты произведений .
И в учебниках-хрестоматиях, и в учебниках есть разные виды текстов:
1) статьи, помогающие организовать детское Восприятие учебной темы, раздела и изучаемого произведения;
2) статьи, направленные на расширение, а затем и углубление Теоретико-литературных представлений школьников, что в свою очередь помогает им полноценно воспринять не только изучаемые произведения, но и тексты, прочитанные самостоятельно;
3) статьи Общекультурного содержания, которые устанавливают связи между литературой и другими видами искусства, литературой и историей, бытом людей, расширяя культурные представления ребенка ;
4) статьи, организующие Творческую деятельность ребенка, помогающие ему выполнить творческие задания — написать отзыв, сочинение, рассказ и т. п. ;
5) Вопросы и задания к изучаемым произведениям, которые помогают учителю выстроить урок, активизируя все сферы читательского восприятия, целостно проанализировать художественный текст, а ученикам — создать интерпретацию художественных образов и всего произведения;
6) задания и рекомендации, организующие Самостоятельную литературную, как читательскую, так и творческую деятельность учеников.
В учебниках представлен богатый иллюстративный материал: это прежде всего иллюстрации художников к изучаемым произведениям и вопросы, которые организуют работу с иллюстрацией. Помимо иллюстраций, в учебниках помещаются портреты писателей, фотографии культурных объектов и памятников, репродукции полотен известных художников, связанных с изучаемыми произведениями тематически, сопровождаемые вопросами и заданиями. Они не только расширяют культурные представления школьников, но и помогают уловить специфику языка разных видов искусства.
Учебник и учебная тетрадь создаются авторами одновременно как единый комплект, организующий учебную деятельность школьников.
Еще одной особенностью учебно-методических комплектов для 5-9-х классов является разработанный до деталей Методический аппарат : в программе перечислены разнообразные виды аналитической, творческой, проектной деятельности школьников, в ходе которой может происходить осмысление художественного произведения и обучение интерпретированию. Обозначенные элементы культурного пространства подсказывают учителю возможные ходы по сопоставлению произведений разных видов искусства. После текстов произведений идут вопросы и задания, организующие полноценный анализ произведения с учетом требований программы, целей культурного и литературного развития ребенка и достижений современной методики. Таким образом, Учебник уже содержит в себе ядро урока — этап анализ текста.
Вопросы даны в системе: от выявления впечатлений учеников, их эмоциональных реакций, отношения к прочитанному и его оценки — к осмыслению отдельных элементов текста и их роли в произведении, а затем и к смыслу целого. Чередование вопросов, нацеленных на осмысление содержания и на осмысление художественной формы, принципиально, так как обращение к форме необходимо не само по себе, не для закрепления теоретических сведений, а для прояснения плана содержания.
Учитель может отказаться от сложных, на его взгляд, для класса вопросов и заданий и провести анализ текста на доступном ученикам уровне. Учебник, предлагая развернутую систему вопросов и заданий, не обращается, как это может показаться на первый взгляд, только к сильным, литературно развитым ученикам, напротив, он предоставляет возможность дифференцировать обучение в одном и том же классе : каждому ученику может быть дано задание по его силам.
В учебнике для каждого класса детям предлагается принять участие в ряде проектов, которые осуществляются после уроков как коллективная творческая деятельность учеников под руководством учителя . Проекты в учебнике аннотированы, для того чтобы ребенок выбирал для себя вид деятельности осознанно.
Тема «Мой Дом — мой мир»
Фрагмент
Жизнь любого человека начинается с дома. Какое счастье, если только что родившегося человечка ждут в этом мире — родители, родственники; если у него есть кров над головой. И трудно себе представить, что может быть по-другому.
Человек вырастает похожим на окружающих его с первых дней людей, он усваивает их речь, привычки, нормы поведения. Ему начинает нравиться то, что он чаще всего видит и слышит. А ведь все это и есть дом: люди, вещи, которые нас окружают; обычаи, которым мы следуем. У дома, как и у человека, есть лицо.
И нет похожих домов: каждый несет на себе отпечаток образа своего хозяина.
С дома для человека начинается знакомство с миром. Не случайно в фольклоре так много пословиц, загадок, поговорок, связанных с образом дома. И в них уже запечатлен опыт народа, его отношение к дому, семье, миру. «Мой дом — моя крепость», — считают англичане. «В чужой монастырь со своим уставом не лезут», — предупреждают русские.
Вопросы и задания
1. Найдите пословицы разных народов о доме и семье. Одинаково ли представление о доме у разных народов?
2. Родной дом часто образно называют родным очагом. Подумайте, почему.
3. Воспользовавшись словарем синонимов, установите, какие еще слова и выражения существуют в русском языке для называния родного дома. Чем отличаются друг от друга их значения?
Первая тема вашего учебника была посвящена фольклору, теперь вы будете читать литературные произведения. В отличие от фольклорных, у каждого из них есть автор. По названию новой темы вы уже догадались, что речь в ней пойдет о человеке и его доме.
Образ дома мы можем встретить почти в каждом литературном произведении. Но мы поведем речь не просто о строении, здании, в котором обитают люди, а именно о родном доме. Читая стихотворения и рассказы, задумайтесь, как в этих произведениях проявляется авторское отношение к родному очагу.
Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов родился в солнечном южном городе Таганроге, известном в то время лишь тем, что там в 1825 году скончался российский император Александр I.
О своем детстве Чехов написал очень мало, об этом периоде жизни писателя мы можем узнать из воспоминаний его родных и современников. Вот как рассказывает об этом родной брат Антона Павловича Александр.
«Антоша — ученик 1-го класса таганрогской гимназии — недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков к завтрашнему дню. Придется просидеть за работою часа три. Зимний короткий день уже подходит к концу; на дворе почти темно, и перед Антошей мигает сальная свечка, с которой приходится то и дело снимать щипцами нагар.
Антоша обмакнул перо в чернильницу и приготовился писать перевод. Отворяется дверь, и в комнату входит отец Антоши, Павел Егорович, в шубе и в глубоких кожаных калошах. Руки его — серо-синие от холода.
— Тово… — говорит Павел Егорович, — я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.
У мальчика навертываются на глаза слезы, и он начинает усиленно мигать веками.
— В лавке холодно, — возражает он, — а я и так озяб, пока шел из гимназии.
— Ничего… Оденься хорошенько — и не будет холодно.
— На завтра уроков много…
— Уроки выучишь в лавке… Ступай да смотри там хорошенько… Скорее!..
Не копайся!..
Мальчик, не переставая плакать, заходит за прилавок, взбирается с ногами на ящик из-под казанского мыла, обращенный в сиденье перед конторкой, и с досадою тычет безо всякой надобности пером в чернильницу. Кончик пера натыкается на лед: чернила замерзли. В лавке так же холодно, как и на улице, и на этом холоде Антоше придется просидеть по крайней мере часа три
Антон Павлович прошел из-под палки эту беспощадную подневольную школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю жизнь. Ребенком он был несчастный человек.
В его произведениях внимательному читателю бросается в глаза одна не особенно заметная с первого взгляда черта: все выведенные им Дети — существа страждущие или же угнетенные и подневольные. Большинство чеховских детей нарисовано автором так, что читателю, познакомившимся с ними, невольно делается как-то жаль их и грустно.
Антон Павлович только издали видел счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства, о котором было бы приятно вспоминать, пересматривая прошлое».
В этом разделе вы познакомитесь с рассказом Антона Павловича Чехова » Гриша», не предназначенным специально для детского чтения, но главным его героем является мальчик двух с небольшим лет, впервые вышедший из родного дома. А. П. Чехов строит свой рассказ так, что мы видим мир и глазами маленького Гриши, и глазами взрослого человека — автора-повествователя.
Вопросы и задания
1. Читая рассказ, подумайте, что заинтересовало писателя в изображенной им ситуации.
2. Александр Павлович Чехов считал, что образы детей в рассказах брата вызывают жалость и грусть. Справедливо ли это утверждение по отношению к рассказу «Гриша»? Обоснуйте свое мнение.
Вопросы и задания после текста рассказа
1. Как вам показалось, это смешной рассказ? Обоснуйте свое мнение.
2. Есть ли в рассказе моменты, вызвавшие у вас грусть, печаль, тревогу? Что заставило вас испытать эти чувства?
3. Какие события происходят в рассказе? Выделите в нем элементы фабулы.
4. Как и почему изменится выше восприятие, если вы познакомитесь только с его фабулой?
5. Кто является повествователем в этом рассказе? Почему?
6. Выделите в рассказе фрагменты текста, в котором мир изображен с точки зрения автора, и те, в которых мы видим его с точки зрения Гриши. Есть ли другие точки зрения в рассказе?
7. Как Чехов создает образ мира ребенка, не покидавшего дома? Для ответа выделите в тексте детали этого мира. Что они значат для взрослых, что — для Гриши?
8. Как ребенок воспринимает окружающих его людей? Какие художественные средства вам это подсказали?
9. Что знает Гриша о мире? Чем его восприятие мира отличается от вашего?
10. Каким предстал новый мир для Гриши? Какие чувства он у него вызывает? Как автор передает чувства ребенка?
11. Посмотрите на прогулку Гриши с точки зрения няньки и расскажите об этом от ее лица. Что изменилось в рассказе по сравнению с чеховским изложением?
12. Почему Чехов пишет, что Гриша рассказывает о прогулке «маме, стенам и кровати»?
13. Попробуйте показать лицом и жестами рассказ Гриши о его прогулке.
14. Почему автор и Мама Гриши по-разному объясняют причины его болезни?
15. Как нужно прочитать последнее предложение? Какое авторское чувство выражено в этой фразе?
16. Одинаково ли отношение автора к Грише и к взрослым персонажам? Что помогло вам это понять?
17. Что же привлекло внимание А. П. Чехова к такому заурядному событию, как первая Прогулка ребенка?
18. Создайте устные иллюстрации к этому рассказу.