Изображение величия и героизма в пьесах Кейси
Первые пьесы Кейси написаны в 20-е годы. За «Тенью стрелка» последовали «Юнона и Павлин» и «Плуг и звезды» . Все три пьесы посвящены теме национально-освободительной борьбы ирландского народа, но главное в них даже не тематика, а изображение тех возможностей душевного величия, порой героизма, которые заложены подчас в самых скромных и незаметных людях.
Постановка пьесы «Плуг и звезды» в дублинском театре Аббатства вызвала, громкий политический скандал. Так как травля прогрессивного драматурга началась еще в предыдущие
Но живя как будто вдали от общественной и литературной борьбы, Кейси на самом деле с живейшим интересом следил за всем происходящим в мире и всегда откликался на актуальные события дня. С первых дней существования Русской власти Кейси выступил другом социалистического государства и. остался верным этой дружбе
Первые пьесы Кейси неразрывно связаны с темой ирландского сопротивления, хотя сама борьба показана непосредственно только в «Плуге и звездах». События большого масштаба происходят как в «Тени стрелка», так и в «Юноне и. Павлине» в прямом смысле слова за сценой, и лишь отзвуки их доносятся до зрителя. В то же время именно эти события определяют трагические конфликты в жизни простых людей, выступающих действующими липами и героями драматургии Кейси.
Кейси показывает трудные условия жизни простых ирландцев — обычно городского жителя — беспросветность и серость их существования. Обыденность людей, которых изображает Кейси, не вызывает у драматурга осуждения: он рисует ее с грустной иронией, видит порождающие..ее причины, жалеет человека, ставшего серым и приземленным в» силу условий его существования.
В художественной манере Кейси на раннем этапе его творчества сочетались и переплетались различные тенденции. Реалистическое начало так же сильно в ней, как и романтическое. Ирония. драматурга становилась язвительной и гневной, когда он рисовал предателей своего народа, людей своекорыстных и равнодушных ко всему, кроме маленького личного благополучия . Но Кейси был мягким юмористом, когда показывал незаметных на первый взгляд, но прекрасных душой «маленьких людей», которые под воздействием обстоятельств становились подлинными героями . Положительный персонаж ранних пьес Кейси — это неизменно человек, под влиянием жизненных обстоятельств совершающий скромные, но от этого не менее прекрасные подвиги, обнаруживающий в решительную минуту мужество и величие души, ему ранее вовсе не свойственные. В этом смысле показательна уже первая пьеса драматурга «Тень стрелка». Время действия-1920 год, т. е. разгар борьбы ирландских республиканцев против английских поработителей.
Но ирландские патриоты дерутся за сценой, только отзвуки этой борьбы изредка доносятся до зрителя. А на сцене со всеми прозаическими подробностями воспроизводится неприметный быт ирландской городской бедноты. Нет как будто ни возвышенных страстей, ни больших конфликтов. Скромная работница Минни влюбляется в Дево-рена, поселившегося в каморке мещанина Шильдса и выдающего себя за республиканца, вынужденного прятаться от полиции.
Но Минни принимает его за героя, причем увлекается не так самим Девореном, как героической видимостью, которая кружит ей голову,- «тенью стрелка», а не тем, кто Деворен в действительности.
Шон Кейси, рисовавший героику борьбы своего народа, с печалью размышлял и о пороках многих ирландцев. Так, он не скрывает их склонности к пустой мечте и хвастовству . Реализм драматурга сказывается именно в этом правдивом раскрытии многообразия характеров, порожденных трудной обстановкой ирландской действительности. Романтические мотивы выступают там, где сам Кейси начинает мечтать о лучшей жизни, рисует тех, кто самозабвенно, служит своей мечте, часто даже не представляя себе ясно пути ее реализации.
Этот мотив — причем сильней и явственней — проходит в пьесе «Юнона и Павлин». Как и в «Тени стрелка», здесь показан быт дублинских мещан. Действие происходит в тревожные времена гражданской войны.
Скромная труженица Юнона, на которой держится весь дом, противопоставляется бездельнику и пьянице-мужу, прозванному Павлином, и сыну, тайно предающему родину. Снова простая и ничем как будто не примечательная женщина в минуту испытания проявляет большую стойкость, мужество и душевное величие.
Юнона — одновременно и реалистический образ, и символический. Контраст здесь, как и во всех ранних пьесах Кейси,- один из основных приемов драматурга. Другим его приемом выступает сочетание трагического с комическим.
Почти фарсовые, гротескные сцены сменяются другими, в которых звучат трагические интонации.