Вопросы и ответы к поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
Как изображен Теркин в главе «Два солдата»? Почему она так названа?
Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил старого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьянской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятельствами, мастеровой, знающий и крестьянскую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часовщик-профессионал. Зная хорошо быт деревни, Теркин уверен,
Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.
Он вздохнул у самой двериИ сказал:- Побьем, отец…
Глава названа «Два солдата» не случайно. Диалог деда и Теркина свидетельствует о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Можно ли считать, как утверждает автор, Теркина и старика
Можно. Оба вынесли на войне много суровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легкостью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:
И сидят они по-братскиЗа столом, плечо в плечо. Разговор ведут солдатский, Дружно спорят, горячо.
Рассуждения молодого солдата нравятся старику, и он признает его право на равенство:
Рассуждать со мной достоин. Ты — солдат, хотя и млад, А солдат солдату — брат. Какое отношение проявляют друг к другу старик и Теркин?
Как это выражено в их словах, поступках, жестах, манере обращения?
Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперничающее — такими словами можно охарактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколений давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной деталью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе , и «солдату самому». «Брат» и «солдат» — наиболее частые обращения старика к Теркину.
В свою очередь, молодой боец называет старика «дед», «хозяин», «отец», уважительными в народе словами.
Какие сказочные, обрядовые и народно-песенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?
Народно-песенные традиции проявляются в ритмике стиха, интонациях, свойственном песне хореическом размере. Сама ситуация, принятая в сказках, «Жили-были дед и баба» и оказывающий им помощь «добрый молодец», использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформлении применительно к войне.
Народно-поэтические выражения «то-то ладно, то и складно», «дунул, плюнул, — что ты думаешь, пошли» и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.
Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе «Дед и баба»? Что, по-вашему, приобретено и что утрачено солдатом?
Прошло три года с момента прощания «двух солдат» в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупация, бои… И наконец, новая встреча — при отступлении немцев.
И Теркин — во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, которому доверено руководить разведывательной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произведенным в офицеры, но впоследствии решил оставить все же рядовым бойцом , и потому в главе «Дед и баба» он назван «старшой», «молодец», «вроде даже офицер».
Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе «Два солдата», а с достоинством и доброй шуткой-полувопросом отвечает:
— Закусить бы счел за честь, Но ведь нету, бабка, сала?
Самое главное — уверенность в грядущей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобретения. Он теперь не просто «мастер-ухарь, с кем сидели у стола» и не только «цел покуда», «а теперь гляди, кто буду, — вроде даже офицер». Появляется и такое новшество в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: «Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь».
Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.
Сопоставьте сцены прощания в главах «Два солдата» и «Дед и баба». Что общего в них и что Различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?
Есть что-то общее в сюжетах глав «Два солдата» и «Дед и баба». Это, прежде всего, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага . Но есть и различия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой.
Сейчас настрадавшаяся крестьянка от радости освобождения и встречи с дорогим человеком, русским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая угощение, оказывает уважение крестьянскому дому:
И спешил, а все ж отведал, Угостился, как родной. Табаку отсыпал дедуИ простился.
Часы — очень важная деталь, связующая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доброе прошлое, нежели представляли практическую ценность, а фашист-разрушитель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина.
Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берлина, еще раз выражая свой победный оптимизм и природный юмор.
Какие изменения происходят в облике старика и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?
Изменения происходят вследствие перенесенных в оккупации страданий, неотступного страха быть убитыми. Постаревший дед стремится предугадать ход военных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.
И уже казалось деду, — Сам хотел того иль нет, — Перед всеми за победуЛично он держал ответ.
И он больше не разговаривает с чувством некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защитнику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.
Меняется и отношение к своему супругу и со стороны бабки. Если в главе «Два солдата» мы читаем:
С кем жила — не уважала, С кем бранилась на печи, От кого вдали держалаПо хозяйству все ключи,
То теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.
Две войны прошел солдатЦелый, невредимый. Пощади его, снаряд, В конопле родимой!
И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он
За топор — и напередЗаслонил старуху. Гибель верную свою, Как тот миг ни горек, Порешил встречать в бою, Держит свой топорик.
Так, общие испытания военного лихолетья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уровень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.
Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава «О себе»?
Глава «О себе» дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о формировании его мировоззрения, об обогащении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обращается к читателю с сокровенным. Поэтическое раздумье писателя идет к самому сердцу читателя, который приглашается к проверке авторских рассуждений.
Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему придают особый лиризм, теплоту, приближают его к герою, автору произведения, изображаемым событиям.
Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе «О себе» Твардовский делает Теркина своим земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится битвой за родной Дом и дорогой к нему.
Я дрожу от боли острой, Злобы горькой и святой. Мать, отец, родные сестрыУ меня за той чертой. Я стонать от боли вправеИ кричать с тоски клятой. То, что я всем сердцем славилИ любил, — за той чертой.
Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?
Одна из важных тем поэмы «Василий Теркин» — тема родной земли, родного края. В главе «О себе» большое место занимают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. «Мать-земля моя родная» — дважды обращается поэт к своей малой родине.
И еще одно обращение — «отчий край». Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символическом смысле. Для него родина и детство едины. Это «милый лес», который красочно описывает Твардовский, и «стежка до колодца», и дворик, «где песочек золотой», и лед на речке, и родная школа, и учитель.
И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это «край, страдающий в плену».
Каковы размышления автора о своих связях с героем? В чем смысл этих рассуждений? Можно ли сказать, что в этой главе достигается единство лирического и эпического начал в поэме, трагическая гармония?
На данный вопрос о слиянии лирического и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и переживаниями о родине, которая у них по воле автора одна — Смоленщина.
Отвечая на упреки в свой адрес, что в «Книге для бойца» автор многое пишет о себе и от себя, Твардовский отвечает:
Но давайте скажем честно:Я ведь тоже человек. То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам. Я за все кругом в ответе, И заметь, коль не заметил, Что и Теркин, мой герой, За меня гласит порой. Он земляк мой, и, быть может, Хоть нимало не поэт, Все же как-нибудь похожеРазмышлял. А нет, ну — нет.
Теркин — дальше. Автор — вслед.