Взаимоотношения человека и природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.

Мы с вами прочитали замечательную сказку-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» и сегодня подводим итоги. Сжато перескажите содержание этого произведения. Как в литературоведении называется этот ряд событий?

Кроссворд 1

Кроссворд 2

Сюжет, основные события мы вспомнили, но понять произведение, почувствовать его прелесть и красоту можно только при внимательном, детальном чтении и перечитывании. Посмотрим, насколько внимательно мы прочитали «Кладовую

солнца».

Проводим конкурс на внимательного читателя.

1. Кем был отец Митраши и какое его ремесло освоил сын?

2. А как звали отца?

3. Инструмент бондаря?

4. Куда сгребла Настя угли, собираясь в лес?

5. Отец Митраши считал, что он в «лесу добрее матери бывает». О чем речь?

6. Ребята отправляются в лес за витаминами. Как называется лес и что это за витамины?

7. Мы говорим о Насте, Митраше, их отце; а как назвать их одним словом, кто они в произведении?

8. Вспомните описание внешности детей. Какие чувства испытывает автор, рассказывая о своих героях? Докажите это текстом. Как называется описание внешности

героя?

А как мы называем того, кто создал произведение?

Отправимся и мы вместе с Настей и Митрашей за сладкой клюквой.

1. Прочитаем описание природы от слов «Лет двести тому назад…» до «…деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа». Здесь мы встречаемся с первым «героем» из мира природы, кто это?

2. Какие художественные средства, использованные автором в этом описании, помогают нарисовать зримую, очень выразительную картину?

3. Прочитаем следующий абзац от слов «Сюда, к лежачему камню…» до «…пение птиц, посвященное восходу великого солнца». А здесь как изображена природа, какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

4. И наконец, еще одна цитата от слов «Неподвижные, как изваяния…» до «…и ель зарычала». Сопоставим три описания: в каком эмоциональном ключе дано первое? ; в каком второе? А третье?

5. Как вы думаете, каково значение этого описания?

6. Ребята, можно ли сказать, что природа тоже герой, персонаж произведения? Докажите свою позицию, опираясь на текст.

Анализируя текст, мы употребляли литературоведческие понятия.

Проверим, насколько осознанно и правильно вы их употребляли, разгадывая наш кроссворд.

1. Изображение, описание природы в художественном произведении называется…

2. Художественное определение — это…

3. Если один предмет уподобляется другому , это…

4. Перенос свойств и качеств по принципу сходства — это…

5. «Деревья стонали и выли» — это… . Правда, этот термин в наш кроссворд не поместился .

Природа — это живой мир, живая субстанция со своими законами, и человек, входя в это суверенное государство, должен подчиняться его законам. Иначе…

1. С чего начинаются несчастья детей, что произошло между ними?

2. Как природа отреагировала на разлад в мире людей?

3. И тут появляется новый персонаж. Кто это?

4. Какова роль Травки в сюжете сказки-были? Почему ей тяжело жилось одной?

5. Ребята, вам не кажется, что в этом эпизоде Пришвин показал, какими должны быть взаимоотношения между человеком и природой? Какими, на ваш взгляд?

Продолжим наш конкурс на внимательного читателя. А заодно и посмотрим, все ли дочитали сказку-быль до конца.

1. Куда попал Митраша?

2. Как называется спасительная трава?

3. Травка и лисичка охотятся на зверя; как называется преследование дичи?

4. А за кем они охотились?

5. Напомните, где в это время Настя? Чьими глазами мы видим ее на клюквенной палестинке?

6. Кто напомнил ей о времени и о брате?

7. В первом кроссворде у нас осталось неразгаданным одно слово, какое?

8. В теории литературы сказка-быль, а также сказка, басня, рассказ и так далее — это…

9. Скажите одной фразой: о чем сказка-быль Пришвина? Каким термином называется предмет разговора в художественном произведении?

Итак, тема — это то, о чем рассказывается в произведении, а жанр — это то, в какой форме об этом рассказывается. Представьте себе кувшин с молоком. Чем будет кувшин и чем будет молоко: кувшин — тема, молоко — жанр или наоборот: кувшин — жанр, а молоко — тема?

10. Всякий раз, читая новое произведение, мы задаемся вопросом: зачем автор поведал нам эту историю?

Итоговые вопросы.

1. Автор стремился поделиться с нами своими сокровенными мыслями, а главная мысль в произведении называется…

2. Чтобы понять идею сказки-были Пришвина, обратимся к тексту. Читаем от слов «Мы это так понимаем…» до «…достается человеку в наследство».

3. В чем смысл названия сказки-были? Как человек должен распоряжаться наследством, которое ему оставила природа?

4. Обратимся к эпиграфу, который предваряет тему и сегодняшний урок: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Что думает о людях М. М. Пришвин, что хочет донести до нас, до его читателей?

Дав высказаться учащимся, учитель обобщает материал, расставляя акценты.

Мудрые рассказы Пришвина учат нас любить природу, потому что она — колыбель человечества, а человек даже сегодня ее дитя. Увы, дитя неразумное: в результате его деятельности сегодня

Все меньше — окружающей природы. Все больше — окружающей среды.

Пришвин каждой строчкой своих произведений напоминает нам: потребительское, хищническое отношение к природным богатствам превратит нашу прекрасную Землю в «окружающую среду», непригодную для жизни.

Юная Настя помогает нам понять эту нехитрую, но такую важную сегодня истину.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Взаимоотношения человека и природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»