Роль художника в обществе
Настоящее имя — Лариса Петровна Косач. Родилась в г. Новоград-Волинськом в дворянской семье. Отец — адвокат, мать — писательница, известная под псевдонимом Елена Пчелка, дядя — известный общественный деятель Михаил Драгоманов сделали много для развития девушки. Семья жила в Луцке и Ковели. В 1881 году Леся простудилась и тяжело заболела, недуг не оставлял ее больше никогда.
Образование получила своими силами, с помощью родителей. Была чрезвычайно способной: играла на фортепиано, писала музыку, рано начала писать стихи, в 19 лет для
Поэтесса умерла в г. Сураме , похоронена на Байковом кладбище в Киеве.
Первая книга «На крыльях песен» получила высокую оценку критиков, в частности Ивана Франко. В творческом заделе Леси Украинки поэтические сборники «Думы и мечты» , «Отклики» , драмы «Лесная песня», «Каминный хозяин», «Одержимая», «Боярыня», «Оргия» и прочие, переводы
Поэт, художник, по мнению поэтессы, — это будитель душ, дежурный родного края, для которого слово — оружие.
Вопрос роли художника В обществе был актуальным всегда: и столетие тому назад, и в вихре сегодняшней действительности. Так или иначе, художник представляет собой образец мудрости, достоинства, честного служения справедливости, наследование извечных законов морали. К его слову прислушаются, за ним идут. Поэтому на нем лежит чрезвычайная ответственность и за свою позицию и поступки, и вообще за судьбу своего народа.
Понимая это, Леся Украинка создает поэму » Давняя сказка «, в которой, с большим художественным мастерством разрабатывает тему служения поэта народу во время борьбы против поработителей, в тяжелейший час национальной истории. Поэтому лицо поэта поднимается в произведении к таким моральным и социальным вершинам, что, думаю, не ощутить это сердцем невозможно. Может, именно через это образ поэта остро пронизывает и волнует сознание читателя, вызывая горячий отклик в его душе.
За своим сюжетом поэма не сложная: воспользовавшись победой своих бойцов над вражеским войском, невзрачный рыцарь Бертольд получает в подарок от короля вместе с графским титулом целую окраину и начинает нешадно притиснять народ. В стране вспыхивает народное восстание, которому большой силы предоставляли песни поэта. В свое время они были вдохновением народа, скрашивали ему отдых, воспитывали мужество и свободолюбие, а в тяжелое время народной борьбы стали грозным оружием против обидчиков:
Мужики интересные стали, Те ли кости белые всюду, Голубая ли кровь прольется, Как пробить господину грудь? Мы читаем эти строки — и слышим Шевченко: И вражеской злой кровью Волю окропите.
Не есть ли это ярким примером того, как пламенное слово Кобзаря отразилось на творчестве Л. Украинки? Становится понятным, что именно живые примеры героического служения народу художников слова — передовых писателей, которыми так богата история мировой и в частности украинской литературы, вдохновили поэтессу на создание образа народного поэта-гражданина. Ее герой, неподкупный, отданный народу, не прельстился на золото, что ему предлагал в обмен на свободное слово господин Бертольд, не испугался в тюрьме. Поэтому так гордо звучат слова бескомпромиссного вывода:
Не поэт, кто побросает Обороняет народное дело, Что своим словам блестящим Золотую дать оправу; Не поэт, кто забывает О страшных народных ранах, Чтобы себе на свободные руки Золотые надеть кандалы!
Своей идеей поэма «Давняя сказка» обращена и к современной действительности, когда наша Украина, став на путь независимости, одолевает многочисленные политические, экономические и социальные трудности. Настоящий поэт не имеет права стоять в стороне этих неурядиц, пока его народ будет добывать в борьбе счастливую жизнь для родной земли.
А когда война кончится Того дела и того слова, Это кончится давняя сказка, А настанет правда новая.