Осмысление философских категорий Коцюбинского

Произведение «Тени забытых предков» не зря называют настоящим сокровищем украинской литературы. Оно такое многогранное, что познавать его можно бесконечно. Читателя поражает богатство тем и широта взглядов на то, что мы называем вечными ценностями.

Тема любви в повести связана с осмыслением философских категорий жизни и смерти. Зарождение жизни, появление на свет — великое таинство и большая честь. Все вокруг жило и прославляло жизнь, каждая смена времени года напоминала о скоротечности жизни и эта жизнь была еще ценнее.

Может,

поэтому в воображении гуцулов вся природа вокруг была живой, населенной живыми существами, которые существовали по своим правилам.

Но равно ли понимали жизнь герои Коцюбинского? Пожалуй, нет, поэтому и враждовали семьи Палийчуков и Гутенюков неизвестно отчего, убивали друг друга по неизвестным даже им причинам. По-разному относились к жизни люди. Наделенный поэтическим даром, Иван Палийчук воспринимал ее как большое чудо, что выпало ему на долю божьей милостью так же, как на долю животных, деревьев, окружавших его. Все его существо было наполнено любовью — к земле, к каждой травинке, живому существу — ко всей

жизни.

Повесть «Тени забытых предков» датирована 1911 годом. В одном из последних произведений М. Коцюбинский торжественно провозгласил: «Поэзия жить не может на помойке, а без нее жизнь — преступление». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему его творчеству, особенно для таких художественных шедевров, как «Intermezzo», «Сон», «Тени забытых предков». Жажда добра, красоты, чувства человечности воспроизведены в этом последнем произведении.

Вместе с тем в «Тенях забытых предков» показался взгляд автора на неразрывную связь истории народа, его психологию, его ментальности с его бытием. Неотвратимое течение истории всего человечества видится в картине жизни одного из многочисленных народов мира — гуцулов. Эту картину с любовью и пониманием тончайших движений народной души рисует М. Коцюбинский.

Его произведение интересно именно универсальностью проблематики, общечеловеческим характером ее.

Среди гуцулов укоренилась мысль о том, что жизнь так коротка, поэтому нужно набыться на этом свете. «Набыться» в мире — означало для них не только тяжело наработаться, но и насладиться красотой природы, добрым обществом, напеться и полюбиться. Поэтому таким устойчивым благосостоянием и здоровой радостью полны картины бытовой жизни. Но совсем по-другому воспринимаются слова Палагны, которая предала Ивана: «Ого!

То уже мне и погулять нельзя… Я хочу набыться. Раз живем на свете… «. Действительно — раз. Но означает ли это, что можно обижать друг друга, желать зла?

Именно поэтому и нельзя, что жизнь так коротка. Иван стал сохнуть, а Палагна — цвести. Но она была причиной его болезни?

Жизнь должна иметь смысл, и это понимает Иван очень хорошо. Потеряв Маричку, он теряет и стержень своей жизни — любовь. Женитьба на Палагне было лишь попыткой удержаться в этой жизни, найти утерянный смысл, найти утешение.

Но не суждено. В погоне за призраком любимой Марички погибает Иван. А на земле все осталось как было. И рефреном звучат слова: «Что наша жизнь?

Вспышка в небе, цвет черешни…».

Повесть завершается картиной похорон Ивана. «Грустно повествовала трембита горам о смерти. Ибо смерть здесь свой голос, которым говорит с одинокими взгорьями. Плакали трембиты, грустили люди.

Но недолго». Вскоре начались игры, прозвучал смех. Кощунство? Гуцулы так не считают, потому что смерть не может победить жизнь.

Жизнь продолжается — таков смысл этих игр при покойнике.

Рисуя картины жизни и быта гуцулов, М. Коцюбинский находит в их мировосприятии, жизни такие черты, которые имели значение для всех людей, для осмысления важнейших философских категорий — жизни и смерти. Сама вечность проглядывает одной из многочисленных своих сторон в повести «Тени забытых предков», призывая помнить о смерти и любить, ценить каждое мгновение жизни. Проблема жизни и смерти, пожалуй, самая явная в произведении, ибо к ней, так или иначе, обращается каждый человек. Так и герои повести «Тени забытых предков» по-разному судят об этом. Кажется, жизнь здесь ничего не стоит, потому что слишком легко может оборваться или в борьбе с суровой природой гор, или в бессмысленной драке двух враждующих родов, или еще где-то.

Отсюда и горькая дума во время похорон Ивана Палийчука: «Что наша жизнь? Вспышка в небе, цвет черешни…». Действительно, жизнь коротка, сколько бы она не продолжалась.

Может, потому и пытаются герои радоваться ей, сколько можно. Вот мы видим, как весенним утром идет в горы Иван. «Он легко прыгал с камня на камень, словно горный поток, и приветствовал встречных, чтобы услышать свой голос:

? — Слава Иисусу!? — Навеки слава».

Его радость такая настоящая, такая неподдельная, что и читатель радуется невольно вместе с ним: жить — прекрасно. И в жизни не только праздники. Иван не боится работы, он радуется, работая, поскольку это так радостно видеть, что твой труд, твои усилия не напрасны. Быть нужным, уметь работать и гордиться своим трудом — это одна из важных составных частей человеческого счастья, смысла бытия. В повести подано много картин быта, и все они освящены трудом.

С малых лет Иван, как и каждый мальчик его возраста, «имел обязанности — его посылали пасти коров». Затем работа осложнялась, и вот уже мы видим слаженную работу овцеводов, среди которых и Иван, на горной долине. Благословен их труд и их мастерство.

Произведение насыщено такими описаниями. Это и не удивительно, ведь смысл жизни этих людей — в труде. В нем они видят и радость, и источник жизненных сил. Жить, работать, любить — такая формула счастья.

Герои повести «Тени забытых предков» по-разному понимают любовь. Для одних, как для Палагны и Юры, — это страсть, это вызов морали, потому что главное в жизни, по словам Палагны, — «набыться» в этом мире, порадоваться. Для других, как для Ивана и Марички — это светлое чистое чувство, овеянное поэзией, желанное среди свежести зеленых лесов.

Не случайно природа наделила их талантом чувствовать красоту мира, умением жить в гармонии со всем живым. Мелодии Ивановой флояры, Маричкиных песен славили жизнь и любовь, без которой и сама жизнь невозможна.

Проблемы, рассмотренные автором в повести, философского плана: настоящая красота, смысл жизни и отношение к смерти, человеческая мораль, гармония человека и природы, проблемы социального бытия народа. Именно этот круг вопросов определяет проблематику повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков» и определяет ее художественную этическую ценность.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Осмысление философских категорий Коцюбинского