Традиции Т. Шевченко в поэзии М. Старицкого
О лирике М. Старицкого написано не так много исследований. Одной из первых заметок была статья И. Франко «Михаил Старицкий». В этой работе И. Франко указал на то, что М. Старицкий-поэт повернул украинскую поэзию лицом к нуждам социальной жизни, был первым, кому приходилось проламывать псевдошевченковские шаблоны и выводить нашу поэзию на широкий путь творчества.
Позднее, отдельные разделы в своих книгах лирике М. Старицкого посвятили И. Скрипник, М. Дядченко, Л. Топорик, Й. Куриленко и др. Одно из последних исследований — основательная
Многие из литературоведов в какой-то мере касались вопроса традиций Т. Шевченко в поэзии М. Старицкого, но специальной работы по этой проблеме нет. Как поэт М. Старицкий, прежде всего лирик, причем лирик больше социальных, общественных мотивов, чем личных, любовных. В его стихах ощутима сильная струя «шевченковского слова», а если точнее — шевченковские традиции являются сквозными в поэзии М. Старицкого.
От Шевченко идет у Старицкого понимание роли и значения поэта в общественной жизни.
Не о любви, не о рае, Певец, громко пой!.. Не бойся вражеского поругания;
Почти все мотивы оригинальных произведений М. Старицкого тоже идут от Т. Шевченко: прославление любви к родному краю , изображение тяжелых условий жизни и работы трудящегося человека , призыв к борьбе за справедливость , воспевание единства славянских народов , воспроизведение красоты природы , любовных чувств человека и др. Говоря об образной системе, нужно заметить, что значительное место в поэзии М. Старицкого занимает женский образ.
Относительно жанровой специфики поэзии М. Старицкого, то здесь интересные наблюдения можно сделать об особенностях жанра мысли у М. Старицкого и Т. Шевченко, жанра медитации. Интересные, скажем, и стихи-рассказы М. Старицкого, которые идут от Т. Шевченко, но в сравнении с поэзией Т. Шевченко, субъективная позиция автора всеохватывающая, а по лиризации сказа, произведения М. Старицкого намного сдержаннее.
М. Старицкий-писатель — реалист с ощутимым и выразительным романтическим пафосом, который также идет от Т. Шевченко. Для его поэзии характерны образы-символы . Он смело вводил новые слова . И это лексическое новаторство имело прогрессивное значение для развития литературного украинского языка.