РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Искусство» 8 класс 2014-2015 уч. год — Скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
УТВЕРЖДАЮ
Директор__________________
Приказ_____ от________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса
Базовый уровень
8 класс
Учитель __________________________
2014- уч. год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по интегрированному курсу
Для 8 класса разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской
/ Программы общеобразовательных учреждений.- М.:
,
— и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по курсу
.
В соответствии с учебным планом школы на 2012-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год .
Тип программы: программа изучения искусства на Базовом уровне.
Форма организации учебных занятий: Классно-урочная система.
Цели и задачи учебного предмета
:
Цель — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на
Задачи Реализации данного курса:
Актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
Культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
Формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
Углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
Воспитание художественного вкуса;
Приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
Формирование умений и навыков художественного самообразования.
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:
В результате изучения курса
В 8 классе обучающиеся должны Знать/понимать:
Иметь представление о значении искусства в жизни человека;
Понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
Иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных искусств, музыки, литературы, театра и кино.
Уметь:
Рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях ;
Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Требования к результатам обучения и воспитания
Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:
Сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
Присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
Ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
Освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
Коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
Навыки проектирования индивидуальной художественно — творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
Самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
Адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
Устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями ;
Понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
Эстетически относиться к окружающему миру ; самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
Расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
Присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;
Общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;
Развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;
Осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;
Умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
Осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства ;
Воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;
Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого в наши дни;
Использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим комплектом для 8-9 классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя:
Учебник ( Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская «Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений» — М.:
, 2012 , включенный в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2015 учебный год),
CD-ROM . Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г. П., Критская Е. Д.
Сергеева Г. П., Кашекова И. Э., Критская Е. Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2015.
II. Учебно-тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | В том числе на: | Работы | |
Уроки | Резерв | |||
Искусство в жизни современного человека | 3 | 3 | ||
Искусство открывает новые грани мира | 7 | 6 | 1 | 1 |
Искусство как универсальный способ общения | 7 | 6 | 1 | 1 |
Красота в искусстве и жизни | 10 | 9 | 1 | 1 |
Прекрасное пробуждает доброе | 7 | 6 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 30 | 4 | 4 |
III. Календарно-тематическое планирование
Проверочные и домашние творческие задания | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||||||
Искусство в жизни современного человека | ||||||||
1 | Искусство вокруг нас. | Соотнесение характера звучащей музыки с образным строем произведений изобразительного искусства. Составить | Акростих Со словом | Искусство | ||||
2 | Художественный образ — стиль — язык. | Письменное задание: | Как вы понимаете выражение | Стиль — это эпоха И | Стиль — это человек ? | |||
3 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | Сообщение о мифических музах Древней Греции. | ||||||
Искусство открывает новые грани мира | ||||||||
4 | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. | Презентация на тему | Пейзаж в литературе, музыке, живописи Подобрать знакомые музыкальные Сочинения, которыми можно озвучить данные литературные произведения. | |||||
5 | Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка. | Написать этюды , в которых изображена природа в разных эмоциональных состояниях . Подобрать репродукции картин-пейзажей. Написать небольшой творческий рассказ по одной из картин, найти к нему музыкальные и литературные примеры. | ||||||
6 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | Подготовить альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию на тему | Жанр портрета в культуре разных времен | |||||
7 | Портрет в искусстве России. | Письменное задание на тему | Мои впечатления от женских портретов, написанных русскими художниками . | |||||
8 | Резерв. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея. | Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подобрать музыкальный фон для исполнения отрывка | Ночной разговор Сони и Наташи Из романа Л. Н. Толстого | Война и мир | ||||
9 | Музыкальный портрет. | Сделать эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся музыкальных сочинений, дать им словесную характеристику. | ||||||
10 | Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино. | Письменное задание: | Какими художественными средствами пользуются авторы литературного, живописных, музыкального и кинематографического портретов Александра Невского? | |||||
Искусство как универсальный способ общения | ||||||||
11 | Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. | Подготовить реферат об одном из наиболее значимых культурных объектов нашего края. | ||||||
12 | Искусство художественного перевода — искусство общения. | Сравнить содержание и эмоциональный строй двух переводов сонета В. Шекспира, найти в них общее и различное. Дать собственную оценку переводов. | ||||||
13 | Искусство — проводник духовной энергии. | Письменное задание: | В чем специфика искусства, и каковы его особенности как способа общения? | |||||
14 | Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства. | Подобрать музыкальные, поэтические или живописные произведения, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии собственной жизни, о том, что оставило след в памяти. | ||||||
15 | Художественные послания предков | Разработать сценарий одного из праздников: осенины, Рождество Христово. Масленица и др. | ||||||
16 | Разговор с современником. Символы в жизни и искусстве. | Создать презентацию на тему | Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников . | |||||
17 | Резерв. Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня. | Передать цветом различные настроения: радость, грусть, веселье, скуку. Написать реферат на тему | Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке | |||||
Красота в искусстве и жизни | ||||||||
18 | Что есть красота. | Объяснить смысл фразы: | Искусство пробуждает в людях художников . | |||||
19 | Откровенье вечной красоты. | Сравнить Песнь Пресвятой Богородице во | Всенощной П. И. Чайковского и С. Рахманинова. | |||||
20 | Застывшая музыка. | Письменный ответ на вопрос: | Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой? | |||||
21-22 | Есть ли у красоты свои законы. | Создать гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: | Спортивный праздник , | Дискотека , | Музыка , | Шопинг , | Одиночество , | Времена года И др. |
23-24 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | Изобразить себя в образе идеального человека полюбившейся эпохи. | ||||||
25 | Великий дар творчества: радость и красота созидания | Выполнить ассоциативную композицию на тему | Город . | |||||
26 | Как соотносятся красота и польза. | Пояснить конкретными примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: | Музыка лечит… Музыка губит. | |||||
27 | Резерв. Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве. | Расшифровать Символику картины П. Пикассо | Герника | |||||
Прекрасное пробуждает доброе | ||||||||
28 | Преобразующая сила искусства. | Сделать эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например, | Моя семья . | Экология души , | Здоровый образ жизни , | Мир моих влечений И т. п. Составить программу концерта авторской песни на тему | Надежды маленький оркестрик под управлением любви | |
29-34 | Полна чудес могучая природа . Весенняя сказка | Снегурочка . Исследовательский проект. Резерв. | Разработка содержательных линий : Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян; Варианты народных и авторских сказок — братьев Гримм. В. Даля, А. Афанасьева и др.; Пьеса для театра А. Н. Островского | Снегурочка ; Музыка П..И. Чайковского к одноименному спектаклю; Опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова; Образы сказки | Снегурочка В изобразительном искусстве; Кинофильмы и мультфильмы | Снегурочка . |
ИТОГО: 34 часа
СОГЛАСОВАНО: _____________________
Руководитель ШМО _____________________________________
30 августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО: _________________________
Зам. директора по УВР
30 августа 2014 г.
5