Школьная истоия:зачем и чему мы учим наших детей?

Школьная история: зачем и чему мы учим наших детей?

«История не учительница, а надзирательница,

Magistra vitae: она ничему не учит, а только

Наказывает за незнание уроков».

В. О. Ключевский, 1893 г.

Безо всякого подтекста хочется сказать о словах В. О. Ключевского, вынесенных в эпиграф: а ведь выдающийся историк не прав — она, т. е. история, учит все-таки хотя бы ненавидеть себе подобных. Об этом и пойдет речь в данной статье. Предвижу хор возмущенных, обвиняющих меня в одностороннем и нетрадиционном взгляде на проблему. Конечно это

так: взгляд и мнение каждого человека односторонни.

Вот только общественное мнение однозначно не должно быть однобоким. Хороша многоцветная палитра мнений т. к. она все-таки ближе отражает истину.

Глядя на постоянную «возню» вокруг истории как предмета, изучаемого детьми и молодежью, хочется возмущаться, вопить и негодовать. Эта статья и есть бессильный крик человека, отнюдь не последнего среди имеющих отношение к преподаванию науки по имени «история». Тем более, что занимаюсь этим делом более сорока лет своей работы в школе.

История — это процесс отображения всех сторон существования и развития

человеческой цивилизации. Но т. к. «нельзя объять необъятное», потому история, как и другие науки, имеет узко специализированные разделы или направления: история экономики, политическая история, история государства и права, история войн, история науки и техники, история религии и т. п. Всего не перечесть, т. к. каждый аспект жизни человеческого общества и природы имеет свою историю.

Возникает резонный вопрос: А какой же раздел истории изучают наши Дети и молодежь в школах и вузах? Полистайте любые учебники истории, и вы поймете, что школьный предмет «история» представляет собой случайную, эклектическую смесь самых различных разделов истории, но при этом ведущее положение в учебниках занимает живописание, а то и смакование различных войн или просто банальных убийств от седой старины до наших дней. Как тут не вспомнить высказывание Станислава Ежи Леца о том, что «История — собрание фактов, которых не должно было быть».

Учебники переполнены описанием всевозможных войн, которые и профессиональный историк далеко не все-то упомнит. Да и нужны ли они ему? А детям уж и подавно. Эта информация о войнах не несет ни утилитарной, ни познавательной, ни эстетической, ни нравственной, ни умственной нагрузки.

Хотя, прошу прощения, все-таки несет — она разрушает нравственность детей и молодежи; прививает им уверенность в том, что «победителей не судят», а только прославляют; что все сложные и простые вопросы человеческих взаимоотношений можно и нужно решать только силой; что убийство людей в больших количествах — это подвиг и слава. Таким образом, учебники истории откровенно и публично поют гимн войне.

Это «пение» гимна войне длится веками и по традиции переходит от поколения к поколению. При этом во всех школах нынешние учителя зудят о какой-то там толерантности. Так что учебники наших дедов и отцов, и заодно наши учебники, это не учебники истории , а учебники конфликтологии. Кстати, пропаганда войны в нашей стране, вроде бы пока еще является уголовным преступлением. Но ее пропаганда в учебниках — «священная корова» т. н. «патриотического воспитания».

Вот тут-то и невероятно трудно отделить политику от воспитания. А, между тем, «школа и политика лежат в различных плоскостях, и всякая политическая пропаганда среди учащихся есть лишь развращение несовершеннолетних», — об этом предупреждал еще в начале прошлого века выдающийся советский педагог В. Н. Сорока-Росинский.

Нация и народность, как любой живой организм, в том числе и социальный, если он жизнеспособен, то имеет инстинкт самосохранения. Этот инстинкт проявляется в составе пантеона национальных героев и выдающихся личностей. Личности, деятельность которых с точки зрения общечеловеческой морали отнести к категории нравственных никак не удается, с точки зрения инстинкта самосохранения нации и народности являются примерами для подражания, а то и обожания. Поэтому, читая национальные истории других народов, мы бьемся в припадке негодования на их, как нам кажется, явную слепоту и предвзятость. Все зависит от точки зрения.

Если мы смотрим на какую-либо противоречивую личность со стороны одного этноса, то он нам кажется героем. Но у соседнего народа, у которого есть исторические претензии к данному этносу, эта личность получит диаметрально противоположную оценку.

Наши учебники впечатывают в сознание детей и молодежи имена и фамилии фараонов, князей, ханов, королей, царей и императоров оставивших в истории человечества кровавую память о своих деяниях, но наши дети и молодежь практически ничего не знают о титанах культуры, духовности и нравственности.

Таким образом, с полным основанием можно говорить о публичном лицемерии нашего общества, провозглашающего в законах о своем якобы безмерном миролюбии, а на деле воспитывающего агрессию у своих маленьких граждан, тех, кто завтра будет определять нашу с вами судьбу и судьбу государства. Одним из результатов этого лицемерия является неудержимый рост насилия, жестокости и преступности в обществе, особенно среди молодежи. Так что мы находимся в заколдованном порочном кругу, вырваться из которого мы не можем, так как не хватает духовной силы и нравственной чистоты и правды.

Поразительна «куриная слепота» господствующих элит и правящих структур современного общества. Умные, наполненные непостижимыми для рядового человека откровениями и терминологией, речи ведутся лишь о том, что основой жизни общества и государства является экономика и ее драгоценное «здоровье». Между тем все эти «философы» упускают как-то из виду, что существует более важный фактор для благополучия экономики и общества: это его Величество Человек.

До тех пор пока Человек не станет в центре внимания общества и всех сторон его жизнедеятельности, до тех пор проблемы Человека будут не разрешаться, а неуклонно и катастрофически нарастать.

Однако говоря о Человеке, мы должны понимать, что нынешнее общество, экономика, наука и, в большой степени, культура, направлены исключительно на удовлетворение потребностей «человека биологического». Как тут не вспомнить правоту К. Маркса, пнуть тень которого считается хорошим тоном у большинства т. н. ученых.

Но не следует забывать, что «биологический человек» биологическим существом так и останется, потому что он имеет т. н. «желудочное мышление». Но «желудочное мышление» не может оторваться от земли и мыслить планетарно. Это доступно только Человеку духовному, Человеку психологическому.

Человек стал Человеком лишь тогда, когда у него мелькнула искра «духовного мышления». С этого момента на Земле и стали появляться титаны Духа. Но земными делами заправляют вовсе не они, а те у кого «желудочное мышление» и хватательный рефлекс развиты выше, чем у остальных, соперничающих с ними, особей.

Стремление разрешать проблемы и конфликтные ситуации военной силой — это атавизм «желудочного мышления», биологического инстинкта выживания, перешедший от индивидуального homo sapiens к обществу. Этот инстинкт порожден «человеком биологическим», т. е. человеком имеющим доминантой «желудочное мышление», а не «человеком духовным», о котором мы постоянно грезим. Так какого же человека мы все-таки желаем вырастить и выращиваем в наших школах?

Школьная и вузовская история в ее нынешнем виде вне сомнения наших детей «награждает» именно «желудочным мышлением» и логикой действий, т. е. примитивным инстинктом выживания как биологического вида в борьбе с себе подобными. Ч. Дарвин все это давно и подробно объяснил. Весьма характерно в связи с этим появление с недавнего времени в школах такого предмета как ОБЖ . Ведь не появился же школьный предмет «Основы Духовной и Нравственной жизнедеятельности человека» и не появится, потому общество до такого понимания ситуации еще не созрело.

Но главное, что до такого понимания ситуации не доросли, прежде всего, властители наших тел и душ или мнящие себя таковыми.

Между тем, подготовка молодежи к борьбе за выживание, психологическая подготовка к силовому решению возникающих проблем — занятие бессмысленное и бесперспективное даже с военной точки зрения. Война XXI века принципиально изменила свой характер и методы. Она все более становится войной технологий, а потому совершенно не требует большой живой массы людей, готовых убивать других и быть убитыми. Тогда нет никакого резона и смысла поголовно всех детей готовить к той роли , которую они никогда играть не будут.

Зато вбитая в их сознание агрессивная, оправдывающая убийство человека модель поведения навсегда останется с ними, проявляя себя, в том числе, и на бытовом уровне, реализуясь в виде патологии у маньяков и лиц, склонных к асоциальному поведению.

Давайте не будем забывать, что участие человека с нормальной психикой в любом военном конфликте с человеческими потерями наносит этому человеку сильнейший психологический удар, оправиться от которого не всем по силам. Практически все участники боевых действий возвращаются к мирной жизни, получив сильнейшую психологическую травму и испытывая долгие годы, т. н. синдром участника войны. Однако встречаются и такие субъекты, для которых война — родная стихия.

Конечно это патология, но и она, хотя и редко, но встречается. Такие люди, не находя применения своим способностям и возможностям в мирное время, становятся опасны для общества. Но именно таких субъектов прославляют наши романисты-писатели бульварного чтива и создатели кассовых мыльных телесериалов, прославляющие джеймс бондов и суперсолдат.

Война технологий порождает и другую очень сложную проблему: этическую сторону использования технологий во вред или во благо человека. Поэтому крайне важно, в каких руках находятся эти технологии и как обстоят дела с этикой и психикой у обладателей этими технологиями. А на войне как на войне: грань между преступлением и долгом крайне тонкая и зыбкая. И в зависимости от уровня нравственности каждый воюющий ощущает эту грань по-разному.

Поэтому в сходных боевых обстоятельствах один будет преступником, а другой останется Человеком, хотя и с возможно тяжелыми потерями для себя лично.

Поговорим о проблеме преступности. Простая, житейская логика нам говорит о том, что жизненный уровень населения развитых стран растет, снимая некоторые экономические проблемы выживания и существования. Растет уровень образованности и культуры. Казалось бы, вслед за этим и преступность должна сдавать свои позиции и постепенно исчезать из жизни этого общества как явление. Но в жизни мы видим как раз обратное явление.

Преступность не то не сдает свои позиции, а скорее наоборот, укрепляет их. В чем же причина? Причин много, но хотелось бы отметить, на мой взгляд, самую важную, самую ключевую.

Это непонимание обществом и правящей верхушкой решающей роли общества и школы в нравственном и духовном воспитании подрастающих поколений.

Для начала отметим тот факт, что на содержание правоохранительной и судебной системы, а также всех видов карательных органов бюджет предусматривает большие затраты, нежели на систему образования и воспитания молодежи. Если мы сравним удельные затраты бюджета на одного учащегося с удельными затратами на одного депутата, чиновника , то сравнение будет явно не в пользу наших детей. А чему тут удивляться: лицемерие и ханжество наших верховодов не знает границ.

Отсюда и закономерный результат: что посеешь, то и пожнешь.

Не хотелось бы обобщать, но все-таки портрет современного молодого человека не радует ни глаз, ни душу. Это самоуверенный, малообразованный человек, имеющий лишь отдаленное представление о культуре, не особенно желающий трудиться как умственно так и физически, считающий, что государство, общество и близкие люди просто обязаны удовлетворять все его стремительно растущие потребности и желания. При этом он абсолютно уверен, что никому и ничего не должен.

Ценность собственной жизни и жизни других людей для него незначительна по сравнению с его желаниями иметь что-либо.

Откуда появился такой явно не симпатичный субъект. Нет, он не пришелец из далекого прошлого или из другого мира. Он порождение нашей школьной системы и нашего общества, которые в своем падении уже, кажется, достигли самого дна — дальше падать уже некуда.

Власть предержащие в любом обществе хотят видеть на выходе из школы удобоваримый, послушный, податливый, дисциплинированный, а главное, готовый не щадя живота своего защищать эту власть, человеческий материал. Именно материал и не более того. Защиту существующей власти они называют патриотизмом. На самом деле происходит элементарная подмена понятий. Понятие «Родина» и «власть предержащие» — не адекватны и не являются синонимами.

Это уж точно.

Вот тут-то и встает во весь свой гигантский рост проблема этичности той истории, которая преподается в наших школах и вузах. Чтобы сделать учебники истории более этичными и толерантными в Европе начался процесс написания совместных учебников истории соседних стран на протяжении веков видевших в друг друге только потенциального врага. Историки современной Украины, обслуживающие правящую пока верхушку, избрали прямо противоположное направление: разжигания ненависти по отношению к своим соседям и пропаганды национальной исключительности.

Весьма опасная тенденция, которая зародилась в начале 20-х годов в Италии и Германии, а закончилась в героическом 1945году.

Для развития личности ребенка и молодого человека большую пользу, нежели конфликтология, принесет изучение истории культуры, истории науки, истории философии и других, необходимых гармонично развитому человеку разделов науки, связанных с позитивной историей человечества, стремящемуся жить в гармоничном единстве с природой и окружающими людьми. Как тут не вспомнить слова Белинского В. Г. по этому поводу: «Какие богатые материалы представляет одна история! Показать душе юной, чистой и свежей примеры высоких действий представителей человечества, действительность добра и призрачность зла — не значит ли возвысить ее?.. надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку…»

Исходя из всего вышесказанного, делаю, по крайней мере, для себя вывод, что история как предмет для изучения в ее нынешнем виде не должна изучаться детьми и молодежью вообще, ибо ее изучение наносит несравнимо больший вред, чем ее отсутствие в планах обучения. Историю войн должны изучать только специалисты с устойчивой психикой.

Говоря о естественной культурной глобализации, о формировании общечеловеческого сознания в интересах выживания всего человечества, мы должны принципиально изменить отношение к преподаванию истории, выживая из нее национализм вместе с национальным инстинктом самосохранения и заменяя его общечеловеческим инстинктом самосохранения, инстинктом возвышения Духа Человека.

P. S. Ни в коем случае не хочу статьей обидеть кого-либо из ветеранов Великой отечественной, которые защитили от «коричневых» мир, нашу Родину, свои семьи и меня. Я становлюсь перед ними на колени. Я пишу о будущем и это надо суметь понять.

Хотя людей, не понимающих о чем идет речь в статье, найдется предостаточно.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Школьная истоия:зачем и чему мы учим наших детей?