Героиня лирической драмы А. А. Блока «Незнакомка»
Образ Н. впервые появляется в стихотворении того же названия. В нем описывается «скука загородных дач» и пошлая обстановка пригородного ресторана. Этой прозаической картине противопоставлено нездешнее видение прекрасной Н., которая в одиночестве проходит меж рядами пьяных.
Она наделена всеми возможными романтическими атрибутами: одета в «упругие шелка», на ней «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука». Появление Н. имеет двойственную мотивировку: среди присутствующих ее видит один поэт, но при этом поэт пьян,
Поклонники ранней лирики Блока, прежде всего Андрей Белый и Сергей Соловьев, с неодобрением отнеслись к эволюции, которую претерпел поэт от «Прекрасной Дамы» к Н. и дальше — к Снежной маске и Кармен, поскольку в них прослеживается отход от романтических мечтаний и утопических идей. В творчество Блока входит тема земной страсти, он обращается в них к реальности, погружается в жизнь большого города. «Вместо «Хранительницы девы», «Царевны Золотокудрой», Беатриче музой его становится «Незнакомка», «Снежная маска»,
Андрей Белый и я в печати заявили, что Блок изменил своему прошлому».
Лирическая драма «Незнакомка» продолжала развивать противопоставление, на котором строилось стихотворение, между миром романтической мечты и действительностью. Но, как указывал сам Блок, в драме развиваются темы и других его стихотворений 1906 года: «Там дамы щеголяют модами…», «Твое лицо бледней, чем было…», «Шлейф, забрызганный звездами…», «Там, в ночной завывающей стуже…» Ее герой — поэт, мечтающий встретить на земле возлюбленную, портрет которой он случайно приобретает у одного из посетителей кабачка. Его горячая мольба — «воплотись» — исполняется, и звезда, падая с неба, воплощается в прекрасную Незнакомку Марию. Но пьяный поэт не смог стать земной опорой для нее, точно так же как и персонаж под именем Голубой. Не узнает ее в земной женщине и астроном, который давно наблюдает за звездой Марией и переживает ее исчезновение с небосклона.
Н. попадает в руки одного из пошляков; соприкоснувшись с земной пошлостью, она возвращается на небосклон.
Эпиграфами к драме «Незнакомка» Блок избирает два отрывка из «Идиота» Достоевского, оба относящиеся к Настасье Филипповне, что еще раз подчеркивает двойственность женского образа, воплощенного в Н., привносит в ее образ тему поруганной красоты.
Драма «Незнакомка» намечалась к постановке в театре В. Ф. Комиссаржевской в 1906-1907 годах, но была запрещена цензурой, поскольку цензор О. И. Ламкерт нашел, что «автор в лице «незнакомки» изобразил богоматерь». Запретила цензура постановку пьесы и в 1912 году. Впервые она была поставлена в 1913 году в студии молодых актеров московского Литературно-художественного кружка. В 1914 году ставилась силами молодых актеров студии В. Э. Мейерхольда, в 1917 году — в московском «Кафе-Питтореск» .