Ошибки в выборе нужного слова из синонимического ряда
Школьники уже в 5 классе получают общее понятие о синонимах как о словах, сходных или полностью совпадающих по смыслу , которые отличаются одно от другого или оттенками смысла , или стилистической окраской и сферой употребления . «С точки зрения языка синонимия связана с соотношением слов, взятых вне контекста. Рассмотрение явления синонимии с точки зрения речи обязывает анализировать соотношение слов в определенном речевом окружении , что позволяет выделить речевые, или контекстуальные, синонимы» . Понятие о контекстуальных синонимах
Ошибки в употреблении синонимов связаны с разными причинами. Это может быть, например,
Обратите внимание на то, что слово «пытался» уже будет слишком далеко по смыслу. 2. Бедность и нищета стали неотъемлемой частью многих людей. — Во-первых, здесь следовало употребить союз или вместо и. Во-вторых, можно предположить, что при переписывании ученик пропустил слово после слова «частью», например «жизни», хотя это будет логическая ошибка. Вероятно также, что неверно употреблено выражение «неотъемлемой частью». Предлагаемый вариант правки: Бедность или даже нищета стали определением уровня жизни многих людей.
А если такой публицистический и в то же время казенный стиль не нужен, то можно сказать проще: Многие люди обеднели или даже стали нищими. 3. Бесполезно было бы описывать, как убийственно чувствовали себя дети в новой жизни. — В данном случае можно сказать «ужасно», «скверно», даже «мерзко», если уж так надо выразить крайнюю степень негативных ощущений. Но не говорят: «убийственно чувствовал себя». Кроме того, при слове «убийственно» не может быть наречия степени .