Изучение литературы в 9-м классе
Это период интенсивного накопления знаний, представлений, первичных обобщений о природе словесного искусства. Постоянное рассмотрение содержания и формы произведения формирует понимание общей концепции анализа. Активизируются возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуются морально-эстетичные и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, которое оказывает содействию формированию концептуального подхода к изучению художественных текстов.
Углубляются связи между восприятием
Завершая изучение классической литературы, ученики сознают моральные и эстетичные критерии оценок литературных произведений.
Провести урок в 9-11 классе так, чтобы ученик увлекся приключениями своего «Я»
Учитель же стремится, чтобы ученики любого возраста воспринимали произведение целостно, в богатстве его возможностей. Вместе с тем учитель все время учитывает естественные для этого возраста наклонности, применяя соответствующие методы и приемы работы, и помогает ребенку идти вперед в его литературном, и вообще в развитии. Например, конкурс на лучшего рассказчика сказки в 5-м классе, мысленное путешествие литературными местами в 7-м, социально-психологическое исследование в 10-м. В 5-6 классах ученики не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся «рисовать» словами те или иные картины, овладевают понятием жанра, учат формулировать значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и ее составных частей. В 7-8 классах рассмотрение произведения проводится согласно специфике рода и жанра, что оказывает содействие развитию такого важного качества, как жанровое ожидание.
Ученики 9-11 классов осваивают литературу в ее движении, развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи.
Т. В. Лазарь, учитель зарубежной литературы Украинской гимназии им. И. Франко Тернополь.