– Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А. Н. Островского “Гроза”

Существует версия, что Островский писал “Грозу”, будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя – она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859г, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей чувствами, создав образ юной трогательной Катерины, покорившей даже самого императора. Катерина росла в зажиточном купеческом доме легко, беззаботно, радостно.

Рассказывая

Варваре о своей жизни до замужества, она говорит: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”. Воспитываясь в хорошей семье, она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – говорит она Варваре.

А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Основной конфликт у Катерины – со свекровью Кабанихой, которая всех в доме держит в страхе. Философия Кабанихи

– пугать и унижать.

Дочь ее Варвара и сын Тихон приспособились к такой жизни, создавая видимость послушания, но отводили душу на стороне – лишь бы “шито да крыто было” . Катерина же, тихая, не вмешивающаяся в домашние дела, пугает Кабаниху. Чем же? – Своей чистотой, горячей, искренней душой, не терпящей фальши. Так, Катерина не притворяется, что чтит обычаи, которые не принимает душой: не стала выть после отъезда мужа, как хотела свекровь.

Да и о своей любви к Борису призналась сразу – сначала Варваре, а после приезда мужа – и ему, и свекрови. Глубина, сила и страстность ее натуры проявляются в ее словах, что если жизнь здесь ей опостылеет, то не удержать ее ничем – или в окно кинется, или в Волге утопится. И мечты у нее “странные”, непонятные для местных обывателей: “Отчего люди не летают так, как птицы?”, и сны сказочные: “снятся мне или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голосаЕ” А какую смелость, силу воли надо было иметь замужней женщине, чтобы признаться в любви Борису, вложив в него все свое желание свободы, счастья. Именно эти качества Катерины и вступают в конфликт с миром Марфы Кабановой, для которой слепое поклонение традициям старины – не душевная потребность, а единственный шанс сохранить свою власть. Даже к религии у них разное отношение: у Катерины это естественное чувство , а у Кабанихи – ханжество, формальность . Катерина – лучшая, но все-таки часть патриархального строя – ей присущ религиозный страх . Именно Гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе.

Она бежит из ненавистного дома, где муж жалеет ее, но бьет ; ищет Бориса для защиты, надеясь на помощь, но находит только сочувствие и бессилие любимого человека. Борис слаб, безволен. “Эх, кабы сила!”-только и мог сказать он. Катерина остается одна и бросается с обрыва, не желая жить в этом страшном мире.

Я считаю, что этот поступок не от слабости, а от силы ее характера. Протест Катерины сильнее протеста Кулигина, который зависит от “сильных мира сего”, а поэтому дальше словесных рассуждений не идет. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. По словам Добролюбова “Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порывеЕ” Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи . Недаром пьесу запрещали к постановке, углядев в ней “завуалированный призыв к возмущению”. Обыватели не пускали на пьесу своих дочерей.

Для нас же образ Катерины – это облик прекрасной русской, чистой, светлой души. Это то, что побуждает нас бороться с “темными” силами самодурства, невежества, хамства, приспособленчества, которые есть и по сей день.

Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза”. С большим интересом я прочитал драму А. Н. Островского “Гроза”. После ее про-чтения я хочу поделиться своими впечатлениями и размышлениями на вышеуказанную тему.

В своем произведении Островский описывает вымышленный город Калинов на бе-регу Волги. Добролюбов в своих критических статьях называет этот город “темным цар-ством”, а Катерину “лучом света в нем”. На мой взгляд, этот город действительно можно назвать “темным царством” из-за глубокой его изолированности от внешнего мира в мо-ральном плане.

Катерина же противопоставляется почти всем персонажам пьесы и всему городу Калинову. Это противопоставление возникает из-за несовместимости характера Каретины и нравов города Калинова, что и приводит к трагическому концу. Сначала я расскажу об образе Катерины, основываясь на критике Добролюбова. Образ Катерины природный, основанный на природном начале, так как, по словам Добро-любова, “Катерина не убила в себе человеческую природу…” Характер Катерины может показаться идеальным по сравнению со всеми другими персонажами драмы: “Русский сильный характер… поражает нас своей противоположностью всяким самодурным нача-лам… Характер… созидающий, любящий, идеальный…

Всякий внешний диссонанс она старается сгладить… всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил… Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих, но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей”. Катерина стремится к свободе, ду-ховному раскрепощению, “новой жизни”. Однако в образе Катерины есть и некоторая противоречивость: “В сухой однооб-разной жизни своей юности, в грубых и суеверных понятиях окружающей среды, она по-стоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью… Все идеи, внушенные ей с детства, все принципы окру-жающей среды восстают против ее естественных стремлений и поступков.

Все против Ка-терины, даже ее собственные понятия о добре и зле”. В драме рассказывается о взаимоотношениях Катерины и Бориса. Катерина полю-била Бориса “на безлюдье” по нескольким причинам: она нуждалась в любви, ее чувства как жены и просто женщины были оскорблены, ее мучила смертельная тоска, однообраз-ная жизнь, наконец, она желала “воли”, “простора”. Катерина борется сама с собой, но в конечном итоге оправдывает себя.

Теперь о средствах создания образа Катерины. Все эти средства можно разделить на три группы: традиции устного народного творчества, церковно-житийные образы в на-родном понимании и речевая характеристика. Среди традиций устного народного творче-ства можно выделить мотивы народных песен , обращение к “другу милому”, без которого не мил белый свет , обращение к “буйным ветрам” , образ “могилушки” . Из церковно-житийных образов в народном понимании вы-деляются посещение церкви , рассказы странниц , сны Катерины . Также в драме как речевая характеристика используются просторечные выражения . Я полагаю, что “Гроза” является одной из лучших работ А. Н. Островского и является актуальной даже сегодня.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Neologisms.
Сейчас вы читаете: – Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А. Н. Островского “Гроза”