Гуманистическая тема «маленького человека» в рассказах Чехова

Гуманистическая тема «маленького человека», волновавшая долгое время — от Пушкина до Достоевского — русскую литературу, приобретает у Чехова сатирическую направленность, воспринимается как тема не маленького, а мелкого человека, обывателя, уровень сознания которого не выходит за пределы узенького круга повседневного мещанского существования. Таков один из персонажей чеховского рассказа «Толстый и тонкий» .

Как только он, незначительный чиновник, узнает, что его гимназический товарищ стал тайным советником , с ним происходит

разительная перемена. Выясняется, что в отношениях между людьми решающую роль играют не человеческие чувства, а чиновная субординация. Чин становится важнее Человека. В данном случае Чехов явно продолжает гоголевскую традицию, выразившуюся в повести «Нос» и в других произведениях. Чехов специально подчеркивает, что подобострастие «тонкого» никак не вытекает из ситуации; оно просто навсегда въелось в его натуру.

Человеческое достоинство «тонкого» подавлено, но он и не делает ни малейшей попытки стряхнуть с себя какое-то наваждение, увидеть в собеседнике равного себе человека. По этому же принципу

построен и рассказ «Смерть чиновника» , воссоздающий еще одну грань мира, в котором искажены, деформированы человеческие взаимоотношения. Тональность повествования подсказывается самим названием произведения: умирает не человек, а именно чиновник с характерной фамилией — Червяков, что и объясняет возможность комического эффекта в рассказе, где речь идет все же о смерти. Еще один маленький чиновник в рассказе «Радость» с восторгом сообщает родным и знакомым о напечатанной в газете краткой заметке: там сказано, что ой стал жертвой уличного происшествия — в пьяном виде попал по лошадь.

В предшествующей литературе подобные ситуации вое? принимались как проявление социальной несправедливости: у Лермонтова в «Княгине Лиговской» бедный чиновник Красинский едва не был раздавлен богатой коляской; у Достоевского так поги! бает Мармеладов . Но чеховский коллежский регистратор только ликует: «Про меня напечатали!»!

В ряде случаев трудно заметить у Чехова четкое различие между сатирой и юмором. Безобидная, казалось бы, насмешка может перерасти в негодующий смех. Так происходит, например, в рассказе » Хамелеон » . Повествование о полицейском надзирателе, с необыкновенной легкостью меняющем свои убеждения приобретает обобщающее значение и заставляет вспомнить о сатирических традициях Салтыкова-Щедрина. Черты хамелеонства’ присущи не только Очумелову, но и пострадавшему Хрюкину, и маленькому чиновнику , и интеллигенции! ,

Обобщающее значение приобрел также «Унтер Пришибеев» , ставший воплощением наглого, тупого самодовольства и грубости. Отставной жандарм добровольно принимает на себя функции шпиона. Он бесцеремонно вмешивается в чужие дел и стремится придушить малейшее проявление живой жизни. Внешне рассказ выглядел как непритязательная зарисовка, бытовая сценка. Но образ Пришибеева, созданный с несомненным художественным мастерством , стал символом хамства и самоуправства.

Маленький рассказ поднимался до уровня эпическопического повествования.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Гуманистическая тема «маленького человека» в рассказах Чехова