Сочинение по роману Достоевского «Братья Карамазовы»
Последний роман Достоевского » Братья Карамазовы » по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности «жизнеописанию» Алеши Карамазова. Писатель успел завершить работу только над первой частью, в которой излагалась лишь предыстория главных действующих лиц. Но и то, что было написано, является совершенно самостоятельным произведением.
Роман «Братья Карамазовы» стал итогом творческого развития писателя, своеобразным синтезом его общефилософских, этических, социальных идей.
Действие
Вся Россия затронута необратимыми изменениями, проявляющимися в экономике и политике, общественной нравственности и семейной жизни.
В «Братьях Карамазовых» нарисована широкая картина русской провинциальной
«Соедините все эти четыре характера, и вы получите, хоть уменьшенное в тысячную долю, изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России».
Проблема «двойничества» возникает в романе еще раз, в сцене ночного видения Ивана, когда ему кажется, что он беседует с чертом. В действительности же происходит внутренний диалог, спор героя с самим собой. Постоянная для всего творчества Достоевского тема «маленького человека» представлена и в последнем его романе.
Она отразилась в сюжетной линии, связанной с историей штабс-капитана Снегирева, его сына Илюшечки и гимназистов.
Во многих произведениях Достоевского существенную роль играют дети, которые часто становятся символом страдания, унижения и скорби . Вместе с тем через их образы писатель воплощает идеи возмездия, суда над всеми мерзостями собственнического общества. Мысль о детях как судьях грязного мира и одновременно как надежде на его обновление является одной из ведущих в «Братьях Карамазовых». Вот почему такое важное место занимают в романе сцены, в которых участвуют гимназические товарищи Илюшечки. Дети принимают в свой круг Алешу, что придает всему роману определенную идейную завершенность.
Мечта писателя о движении человечества к светлому будущему, новому «золотому веку» связана у него с мыслью о молодежи. Во второй части романа Достоевский, как о том свидетельствует один из его современников, хотел провести Алешу Карамазова через монастырь и
«сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили.
Он искал бы истину, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером…».
В «Братьях Карамазовых» можно встретить почти все типы героев Достоевского, встречавшиеся и ранее в его произведениях, характерные для него конфликты, сюжетные повороты, приемы изображения. Только все это в последнем романе дано более укрупненно, увеличивается масштаб событий, усиливается накал страстей, напряженность стиля. У Достоевского и ранее в небольшой промежуток времени происходило много событий, однако в «Братьях Карамазовых» в две недели сюжетного действия вмещено такое количество происшествий, неожиданностей, преступлений, случайных встреч, что этого бы хватило на несколько романов — философских, приключенческих, психологических, семейио-бытовых, общественно-политических и т. д.
В «Братьях Карамазовых» особенно отчетливо проявился характерный для Достоевского обостренный интерес к убеждениям и переживаниям героев, к их «идеям-чувствам». Поэтому писатель стремится проникнуть в их внутренний мир, изобразить самый поток их сознания, как правило, в момент наивысшего духовного напряжения. Это осуществляется с помощью различных повествовательных форм — внутренних монологов и диалогов, идейных споров, исповедей и т. д. Чрезвычайная напряженность конфликтов, острейшие драматические ситуации, резкость контрастов предопределяются нравственными кризисами героев, стремительным водоворотом страстей, открытым противоборством их мировоззрений, идей, интересов, что находит прямое выражение в резких спорах, обидах, оскорблениях, скандалах вплоть до катастрофических развязок .
Ни в одном произведении Достоевского ранее не занимали такого видного места диспуты па философские темы, споры, легенды , поучения, связанные с важнейшими вопросами бытия. В романе широко используются «вечные образы». Они призваны были, как отмечает Г. Ф. Фридлендер, не только
«осветить для читателя глубинный смысл рисуемых романистом ситуаций как это уже было в » Преступлении и наказании » с образами Наполеона или Магомета, в романе » Идиот » с образом Христа, в романе » Бесы » с символическим эпиграфом. Но им отведено также специальное — обширное — место в кульминационных книгах и главах романа, образующих особую философско-символическую «надстройку» над главами, которые посвящены социально-бытовым коллизиям и типам «текущей» действительности».