Конспект урока на тему «Конфликты в межличностном общении»
Тема урока: Конфликты в межличностном общении.
Цели урока:
1. Образовательные:
— способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах:
— создать условия для понимания амбивалентности смысла конфликтов .
2. Воспитательные: создать условия для понимания учащимися собственного мнения, формирования активной жизненной позиции.
3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей
Тип урока — изучение нового материала.
Форма организации — фронтальная, работа в парах.
Методы обучения : проблемно-диалогический, рефлексивный.
Основные понятия : конфликт, противоречие, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта, значение конфликта
Эпиграф:
«Держи подальше мысль от языка, а необдуманную мысль от действия»
В. Шекспир
I. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Создание проблемной ситуации.
Сейчас вы увидите фрагмент фильма, который поможет вам сформулировать тему урока.
Итак, кто хочет назвать ситуацию? . Между кем возникают
Значит, тема урока — «Конфликты в межличностном общении».
Давайте попробуем вместе определить цели на сегодняшний урок.
Дать определение конфликта;
Познакомиться со структурой конфликта, выявить причины его возникновения;
— выяснить положительные и отрицательные стороны конфликта.
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
Для того, чтобы изучать любые явления общественной жизни, прежде всего мы даем… и рассматриваем… .
Попробуем вместе сформулировать, что же такое конфликт.
Какие ассоциации вызывает у вас понятие «конфликт»? — Все записываем на доске, открываю недостающие. Если будут положительные ассоциации — запомните их, мы к ним еще вернемся.
Теперь подведем итог сказанному:
Конфликт — столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
Восприятие нового материала.
На доске рисунки с изображением различных конфликтов.
Кто участвует в конфликте? — Субъекты или стороны конфликта.
Стороны конфликта — люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих .
В структуре конфликта мы также выделяем:
— предмет конфликта — то, из-за чего он возникает ;
— образ конфликтной ситуации — отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей ;
— позиции конфликтующих сторон;
— мотивы конфликта — внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей.
.
На слайде — изображения конфликтов, на партах — набор документов . Проанализируйте материалы и сделайте вывод о причинах конфликтов.
.
Причины конфликтов — это рассогласование:
— целей и интересов
— взглядов и убеждений
— личностных качеств
— понимания
— ожиданий, позиций.
А какие виды конфликтов выделяют ученые?
Слайд № 13. Работа с документами . Один человек работает у доски на сопоставление рисунка и подписи.
Типы конфликтов:
— Внутриличностные
— Межличностные
— Межгрупповые.
К какому типу можно отнести конфликт, с которого мы начали урок?
Значение конфликтов
Подумайте, можно ли в жизни вообще обойтись без конфликтов? .
Действительно, конфликт — естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нем есть как положительные, так и отрицательные стороны. Давайте определим их.
Вспомните свои положительные ассоциации с понятием «конфликт».
Слайд № 18.
По словам Маргарет Фоллет, американского психолога, сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей, не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта нельзя избежать, его нужно использовать.
Подведение итогов.
Наш урок почти закончен. Нам осталось только сделать выводы. Итак, мы сегодня узнали:
1. Конфликт — это…
2. Причины конфликтов — …
3. Типы конфликтов — ….
4. Структура конфликта — ….
5. Неоднозначность конфликта заключается в….
Рефлексия.
А теперь оценим сегодняшний урок. Перед вами есть листок с ромашкой с разноцветными лепестками. Пожалуйста, на белых лепестках напишите, что вы знали о конфликтах до урока, на голубых — что узнали нового, на желтых — где вы сможете применить полученные знания.
Я вижу, что урок был не только познавательным, но и практически полезным.
Благодарю вас за активность и сотрудничество и хочу оставить вам небольшой подарок — сертификат об участии в уроке, который вы можете поместить в свое портфолио. До свидания.